Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Романова А.А. Современное музыкальное образование детей в контексте новых медиареалий

Библиографическое описание:

Романова А.А. Современное музыкальное образование детей в контексте новых медиареалий // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Большинство индивидуально-личностных особенностей человека, как известно, закладываются в детском и юношеском возрасте, поэтому основополагающая роль в процессе становления творческой личности, раскрытии ее творческого потенциала принадлежит общеобразовательной школе. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не всегда находит воплощение в школьной практике: значительная часть выпускников российских школ не обладает перечисленными качествами и потому не может адекватно справиться с трудностями, которые ожидают за порогом школы. В среднем сегодняшний ученик тратит более 6 часов в день на знакомство с медиа (42% данного времени уходит на просмотр телепрограмм и телефильмов и только 12% - на чтение печатных книг). В сегодняшних городах коннекты индивидума с медиа превосходят одиннадцать часов в день, телевизор подключен в квартирах/домах в среднем 7 часов 38 мин. ежедневно, а дети от 2 до 12 лет в среднем смотрят телевизор 25 часов в неделю. Сообразно сведениям Государственного союза семейных ассоциаций (UNAF - Union National des Associations Familiales), несовершеннолетняя публика раз в год проводит в среднем 154 часа высококачественного времени (то есть этапа бодрствования) с родителями и 850 часов – с педагогами, в то время как на коннекты с различными экранными медиа у детей отводится 1400 часов.

Как пишет М. А. Щербакова «Обзор теории и практики реализации медиаобразования в странах мирового сообщества привел нас к выводу, что, несмотря на многообразие теоретических медиаобразовательных концепций, можно выделить только три подхода к их практической реализации: факультативный (создание сети факультативов, кружков, клубов, фестивалей медиаобразовательного цикла), специальный (введение нового предмета, спецкурса медиаобразовательного цикла) и интегрированный (использование медиаресурсов в рамках уже имеющихся обязательных школьных предметов различных образовательных областей). Нами был выбран последний. В процессе формирования творческих способностей учащихся старшего школьного возраста при реализации медиаобразования мы считаем наиболее целесообразным использование интегрированного подхода, предполагающего применение медиаресурсов, выступающих не только в качестве принципиально новых средств обучения, позволяющих обогатить учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приемами работы, углубить и систематизировать получаемые учащимися знания, стимулировать творческую активность школьника, но и объектов изучения, работа по созданию и использованию которых носит ярко выраженный творческий характер, а, следовательно, способствует повышению результативности реализации исследуемого процесса.»

В процессе осмысления и трактовки медиасобытий СМИ создают образ, наделенный наиболее убедительными, показательными чертами субъекта или культурного явления. Реципиент на основе восприятия информации разных СМИ формирует образ-посредник, или медиаобраз. Так, развитие электронных и печатных СМИ формирует медиапространство, которое, в свою очередь, способствует активизации процессов образования медиаобразов. В связи с этим появилась объективная необходимость в изучении сущности данного феномена в СМИ. Исходя из представленной дифференциации значений медиаобраза, Т. Н. Галинская выделяет три самостоятельные тенденции в изучении медийного образа:

· «моделирование медиаобраза на основании только материалов профессиональных журналистов;

· путем изучения разнородных источников: проведение фокусгрупп, анкетирования, опросов, анализ информации в блогах и социальных сетях;

· опираясь только на материалы спонтанных речевых произведений интернет-пользователей, обсуждающих то или иное явление в социальных сетях, блогах, на сайтах медиаизданий.

Итак, медийным образом исследователи определяют:

· публичных личностей;

· актуальные социальные, политические, экономические и культурные проблемы (специфика таких материалов характеризуется высокой степенью субъективности: создаются медиаобразы отдельных фрагментов действительности на основе мнения журналистов, так как в процессе подготовки публикации используются существующие медиатексты);

· социально значимые явления (изучение разнородных источников информации – беседа с экспертами, научные труды, иные медиатексты, в результате чего создается «коллективный образ-представление, который усваивается в медиасознании общества, а значит повышается уровень объективности и достоверности полученных результатов»).

Для реконструкции сущностных первооснов медиаобраза необходимо выявить и охарактеризовать представления о конкретном объекте или субъекте, активно транслируемом массмедиа. Методологическими единицами анализа настоящей статьи являются выбор жанра и содержательно-тематическое наполнение в репрезентации формируемого образа в медийном пространстве, содержательными компонентами медиаобраза – представления, формируемые СМИ. Отметим, что данные представления могут нести как положительную, так и отрицательную оценку. Как правило, в материалах республиканской прессы и их электронных версиях читателю предлагается позитивная картина того или иного явления. Как пишут Т. С. Глушкова и О. А. Зайцева, такая позиция может быть вызвана «социальным или политическим заказом на формирование положительного имиджа данной территории».

По мере того, как технологии проникают во все сферы нашей жизни, изменяется роль школы в образовании взоров детей и молодежи на мир. Важность медиа и общения с ровесниками растет, все огромная часть процесса взросления происходит вне обычной учебной среды. Среда, окружающая молодежь, изменяется под воздействием возможности непрерывного онлайн-присутствия, обеспеченного информационными технологиями. Молодые люди активно применяют медиа, самостоятельно производят контент, к примеру, делятся видеороликами онлайн. Если взрослые обязаны отграничивать время, посвящаемое работе, от времени досуга, молодежь обычным образом распространяет досуг на рабочее время и в школьную среду. Молодые люди не видят необходимости проводить рубеж между деятельностью в режимах онлайн и офлайн. Правда молодежь, в особенности городская, с детских лет привыкла применять технологии в повседневной жизни, современные молодые люди — первое поколение, которому доводится сталкиваться с этими явлениями. У них отсутствуют прирожденные способности взаимодействия с медиа и воспринятия окружающего. Таким образом, предоставление технических приспособлений и доступа в Интернет должно сопровождаться управлением по вопросам неопасного и адекватного применения медиа. В основном медийная грамотность в рамках общеобразовательной организации осуществляется на таком уровне:

· В классе применяются предпочтительно печатные материалы (комиксы, иллюстрации, книги);

· У учащихся нет компьютеров;

· Учитель устно излагает материал и использует составление историй как инструмент работы в классе;

· Периодично применяются примитивные медиа презентации;

· Обсуждение медиа происходит в контексте индивидуального чувствительного навыка;

· Опыт работы с медиа инструментами самый элементарный: учащиеся способны включать и выключать компьютеры, запускать программы;

· Доступ учеников к библиотечным службам лимитирован;

· Упор в медиаобразовании делается на стратегии неопасного поведения, а не на обзор либо производство медиаконтента.

Список литературы:1. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО “Информация для всех», 2015 г.;

2. Шак Т.Ф. Медиаобразование для музыкантов, каким ему быть? // Современное музыкальное образование 2004: материалы международная научн.- практической конф. (26-28 октября 2004 г.). – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004 г. – С. 61-64;

3. Щербакова, М. А. Некоторые аспекты формирования творческих способностей учащихся старшего школьного возраста в условиях интегрированного медиаобразования [Текст] / Т. М. Чурекова, М. А. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. – 2008 г.;

4. Щербакова, М. А. Медиаобразование в средней школе [Текст] / М. А. Щербакова // Материалы XXXI апрельской конференции студентов и молодых 22 ученых КемГУ. - Кемерово: [Полиграф], 2004 г.;
2023-04-07 15:58 2023