Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бугаева О.А., Мухамеджанова Т.С. Об эффективности работы по программе «Говорящие картинки»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


В нашем дошкольном учреждении в течение двух лет реализуется программа совместной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Говорящие картинки», в основе которой лежит мнемотехника.
По итогам педагогической диагностики в конце учебного года выявляется определенное количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Такие дети отправляются на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию, для определения дальнейшего образовательного маршрута, где предполагаемые заключения логопеда (а чаще всего это общее недоразвитие речи) и других специалистов детского сада подтверждаются. Но по различным причинам данные дети не попали в группу компенсирующего развития, где им бы уделялось достаточное количество времени узких специалистов. Причины для этого были разные, но в основном нежелание родителей покидать свою, так сказать «родную» группу, отрывать ребенка от знакомых детей, воспитателей. Соответственно, на таких ребят педагогами составляются планы индивидуального сопровождения, но фронтальных занятий, направленных на развитие речи, как это принято в специализированных группах, не ведется.
Таким образом, нами, воспитателями Татьяной Степановной Мухамеджановой и Ольгой Анатольевной Бугаевой, было принято решение начать работу в рамках дополнительной совместной деятельности, направленной на развитие речи детей на основе мнемотехники. В списочный состав деятельности зачисляются воспитанники, имеющие общее недоразвитие речи, задержку психического развития и дети, обучение которых проходит на дому. То есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанная нами программа за два года позволила добиться высоких положительных результатов. Так же программа эффективно показала себя, при работе с ребенком, имеющим умственную отсталость. Таким образом, было решено продолжать работу по программе.
После отправки в Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования «Развитум», нами были получены положительные отзывы по программе и рецензия.
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Почему именно мнемотехника привлекла наше внимание и легла в основу деятельности? Использование красочных опорных рисунков увлекает детей, превращает учебное занятие в игру, облегчает заучивания стихотворений и рассказов.


Рисунок 1. Использование картинок для обозначения гимнастики для губ
Всем известно, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный случайный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у дошкольника после прослушивания текста, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить материал.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ), для работы по развитию фонематического слуха, правильного звукопроизношения, мелкой моторики и даже координации речи с движением. Если подумать, мнемосхемы и мнемотаблицы окружают нас и в повседневной жизни, значительно облегчая использование различной техники, обозначают правила поведения в общественных местах, на дорогах и так далее.


Рисунок 2. Составление и рассказывание сказки «Курочка Ряба»
Исходя из вышесказанного, основной целью нашей рабочей программы является развитие основных компонентов устной речи дошкольников (развитие связной речи, развитие фонематического слуха, формирование правильного речевого дыхания, правильное звукопроизношение, развитие словарного запаса), развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и социализации детей с ОВЗ в обществе сверстников посредством наглядного моделирования.
Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста (элементы занятия можно использовать с детьми меньшего возраста), и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю продолжительностью 20 минут с группой детей 10 человек в свободное от основной работы время специалистов.
Результаты коррекционно-развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам педагогического мониторинга (первичного, промежуточного, итогового).
Кроме печатных изображений в занятиях с детьми используется компьютерная техника, музыкальные колонки, проектор, что делает занятия еще более интересными и разнообразными.
На начало учебного года в список нашей совместной с детьми деятельности входило десять детей и один ребенок, не имеющий возможности посещать дошкольное учреждение (работа с этим ребенком проводится в домашних условиях).
Важнейшей частью совместной с детьми деятельности является сотрудничество с родителями, где они являются полноправными участниками. Каждое четвертое занятие курса проходит в присутствии родителей, где они совместно с детьми «учатся» работать по мнемосхемам, правильно выполнять логопедические упражнения и получают небольшое напутствие или консультацию от педагогов. Это позволяет им применять приобретенные знания в домашних условиях. Так же родители активно оказывают помощь в изготовлении дидактического материала для занятий.


Рисунок 3. Работа с родителями
В результате работы по программе в течение двух лет мы выяснили, что работа по программе «Говорящие картинки» помогает детям с ограниченными возможностями здоровья получать достаточное количество знаний (в том числе и по работе с мнемосхемами), чтобы выступить по возвращению с занятий в группу своеобразными учителями для детей, не посещающих данную деятельность. А значит совместно с воспитателями продолжить работу по развитию речи, но уже в своей, «родной» группе. Это способствует не только улучшению речевых навыков, не отрывая ребенка от привычной атмосферы, но и повысить самооценку. То есть в соответствии с Федеральным государственным стандартом создать необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Программу «Говорящие картинки» можно посмотреть на сайте нашего детского сада по адресу http://теремок56.рф/
2018