Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Седлова О.В. Программа тьюторского сопровождения одаренного школьника на ступени основного общего образования (историко-краеведческое направление)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


1. Паспорт программы

Основание для разработки
-ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» -Учебный план МБОУ БГО ООШ №9 на 2016-2017 уч.г
Цель программы
обеспечение индивидуализации образовательной траектории обучающегося 9 класса
Задачи программы
- создание условий для социального, образовательного, культурного и профессионального самоопределения;
- оказание помощи обучающемуся в поисках возможности для удовлетворения и развития личностно значимого предметного и профессионального интереса в пространстве формального и неформального образования школьников;
-ориентирование одарённого школьника относительно способов приобретения нового образовательного, социального, управленческого и коммуникативного опыта;
-оказание помощи в проектировании и реализации индивидуальных образовательных программ, включающих внеурочную и внешкольную деятельность старшеклассника;
-отслеживание продвижения ученика в рамках сформированной им индивидуальной образовательной программы, в том числе по переходу «Образование- Карьера»
Срок реализации программы
1 год
Краткое содержание программы

Программа предполагает формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание максимально комфортной социальной среды развития обучающегося, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, индивидуальные потребности обучающегося и его родителей;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание.
-Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
-Готовность к профессиональному самоопределению
-Высокие результаты в учебной и проектно-исследовательской деятельности


2. Пояснительная записка:
Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает на «среднего» или «слабого» ученика. Решить проблему «поддержки» школьников с особыми образовательными потребностями с целью их творческой самореализации возможно, применяя технологию тьюторского сопровождения.
В дидактике «тьютор» – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.
Сфера деятельности тьютора - построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни обучающегося «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. Здесь под сопровождением следует понимать совместное движение тьютора (как спутника) и ученика (как основного действующего лица) в образовательном процессе. Работа должна быть направлена на построение на материале реальной жизни тьюторанта практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
Задачами тьютора являются: «научить» подопечного планировать собственную образовательную деятельность, осуществлять ее анализ, рефлексию, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи, выстраивать взаимодействие с другими людьми и структурами для решения поставленных задач.
Грамотно организованное тьюторское сопровождение способствует развитию следующих компетентностей старшеклассника:
- предметной (сбор знаниевой базы для продолжения образования обучающегося);
-управленческой (умение планировать свою деятельность, осуществлять ее проектирование, а также умение оформлять результаты своей деятельности (проекта, исследования и др.);
-коммуникативной (использование различных ресурсов для реализации· образовательных запросов (человеческих (в том числе коллективных)), информационных (например, интернет) и др.);
-социокультурной (реализация социализации, например, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества).
Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная программа обучающегося, где описывается способ организации его образования, включающий описание образа будущего и целей образования, работу с картой образовательных ресурсов, куда входит предметное содержание обучения, набор видов деятельности, которые могут быть предоставлены школой или во взаимодействии с другими образовательными учреждениями (как в городе, так и за его пределами), рефлексия и оценка реализации программы (отдельные пунктов, мероприятий), коммуникации в ходе реализации программы, в том числе сделанными на основе самооценки пополняемого Портфолио.
3.Содержательная часть:
3.1.Основные направления реализации программы
Важно понимать, что основными направлениями тьюторского спровождения являются: -антропологическое (развитие личного потенциала и социальных компетентностей обучающихся посредством осознания своих интересов, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон, учет образовательного заказа семьи);
-социальное (использование возможностей социума для реализации ИОП, прежде всего инфраструктуры образовательных учредений);
-предметное (использование возможностей предмета посредством привлечения возможностей других предметов).
Нельзя не учитывать при работе тьютора и такие важные составляющие, как обеспечение благоприятной образовательной микросреды и психологического климата для эффективного образования тьюторанта, а также организация условий для проявления и реализации подопечным учебной и общественной инициативы.
3.2. Основные формы работы
В своей работе тьютор использует такие формы, как: -тренинги (при наличии соответствующей квалификации или возможности привлечь специалиста);
-тьюториалы (учебные тьюторские семинары);
-образовательные события;
-форумы успеха;
-работа с портфолио;
-индивидуальная тьюторская консультация;
-групповая тьюторская консультация;
-профильные и профессиональные пробы;
-ролевые игры.
3.3 Методы работы тьютора:
-проблемного обучения;
-проектные методы;
-психодиагностические методы;
-практикоориентированной деятельности;
- анализ и самоанализ;
-самообучения (как индивидуально, так и в группах)
-«Кейс-обучение»;
-«Дебаты»;
-«Портфолио»;
-«Образовательное путешествие» («профессиональное путешествие»);
-Информационные;
3.4.Этапы реализации программы:
Подготовительный этап:
-Диагностика возможностей, склонностей, интересов и потребностей обучающегося, определение его личных и профессиональных планов, заказа родителей на образование ребёнка.
-Анализ материалов диагностики педагогами, проведение психолого– педагогического консилиума с участием классного руководителя, психолога, педагогов, разработка общих подходов к работе с учеником и его родителями.
-Индивидуальные консультации с ребёнком и родителями по выстраиванию образовательной программы.
Конструктивный этап:
-Составление проекта образовательной программы ученика с участием его родителей с учетом всех возможных вариантов и методов.
- Проведение консультаций, позволяющих решить возникающие на данном этапе проблемы.
- Реализация работы по выполнению индивидуальной образовательной программы. Процесс реализации проектов образовательной деятельности постоянно сопровождается и стимулируется с помощью индивидуальных встреч и консультаций, обсуждения возникающих проблем.
Рефлексивный этап:
-Отслеживание результатов выполнения индивидуальной образовательной программы учащихся,
-самооценка и самоанализ.
- диагностика и анализ результатов деятельности учащегося; индивидуальные собеседования с учащимся и его родителями на предмет результатов и перспективных планов развития и обучения.
3.5. Учебно – тематический план программы (70 часов)


 Тема
Количество часов
Теория
Практика
Итого
1.

 Блок 1.Проектирование индивидуальной образовательной программы


3 часа
1.1
Мотивационный тренинг «Целеполагание - начало пути» (Мотивация обучающегося на процесс осмысления и планирования собственной образовательной программы)

1

1.2
Инструктивно- методический семинар построения ИОП.(Практическое освоение методик постановки образовательных и профессиональных целей, информирование о содержании и структуре, критериях оценки. Отработка навыков постановки целей.)
1


1.3

Индивидуальные или групповые консультации по построения ИОП (Оказание помощи в формировании ИОП: получение недостающей информации, с целью личностного роста и преодоления трудностей, возникающих при реализации ИОП)
1


2
Блок 2. Проектно-исследовательская деятельность



2.1
Инструктивно-методический семинар «Структура и критерии успешного исследования» (Знакомство с требованиями к написанию учебных проектов и исследовательских работ: оформление титульного листа, структура работы, список используемой литературы)
1

4 часа
2.2
Индивидуальные консультации по написанию исследовательских работ и учебных проектов. (Обзор литературы и источников, привлекаемые для написания исследовательской работы, правка текста чернового варианта, проверка на соответствие требованиям к написанию исследовательских работ)

1

2.3
Тренинг «Секреты публичного выступления». (Работа над совершенствованием вербальных возможностей и навыков самопрезентации: способы борьбы с чувством неуверенности и страха перед выступлением, психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей)
1


2.4
Составление «Портфолио» (Знакомство с порядком ведения «Портфолио» – особой папки обучающегося, содержащей его творческие и исследовательские работы, наградной материал по итогам научно-практических конференций, конкурсов, рефлексивно-аналитическую информации по итогам реализации ИОП)
1


3.
Блок 3. Предметная область «История»


20 часов
3.1.
Лекционно-семинарские занятия по теме «Дискуссионные вопросы истории России 20 века»
(проводятся в рамках реализации программы элективного курса по истории, рассчитанной на 7 часов)
3
4

3.2.
Участие в заседании дискуссионного клуба «Альтернативные ситуации в истории России»

2

3.3.
Участие в школьном, муниципальном и региональном этапах олимпиад по истории
11


4.
Блок 4. Социальная практика


40
4.1.
Участие в деятельности волонтёрского отряда «Шанс» (Вовлечение обучающегося в социально значимую, благотворительную деятельность)

5

4.2.
Участие в деятельности детского движения «Доброград» (Вовлечение обучающегося в школьное самоуправление, активное участие в реализацию программы детской организации школы)

5

4.3.
Практикоориентированные занятия по теме «Обучение основам музееведения» (проводятся в рамках реализации программы кружковой деятельности, рассчитанной на 35 часов)
3
32

5.
Блок 5. Профессиональное самоопределение


3 часа
5.1
Тренинг «Профессиональное самоопределение – выбор настоящего – выбор будущего». (Знакомство с понятиями «самоопределение», «выбор», «ответственность», факторами влияющие на выбор профессии)
1


5.2
Деловая игра «Биржа талантов»(Вовлечение обучающегося в игру, моделирующую ситуацию трудоустройства)

1

5.3.
Тренинг «Кейс – ситуации по отработке ПВК»(Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности: способности анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроения других людей, умение организовывать их взаимодействие)

1


4. Продукты тьюторского сопровождения:
-Индивидуальная образовательная программа обучающегося
-Портфолио тьюторанта
5. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Ожидаемый результат

Критерии

Форма мониторинга

1.
Мотивированность обучающегося на процесс осмысления и планирования собственной образовательной программы
Обучающийся готов:
-планировать свою образовательную деятельность; - анализировать факторы успеха и неудач в деятельности; - осознают грани ответственности за процесс и результат своей деятельности.
- Анализ индивидуальных образовательных программ обучающегося.
- Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП
2.
Участник программы владеют навыками работы с информацией в сфере образовательных ресурсов.
Обучающийся готов:
– добывать и структурировать имеющуюся информацию, использовать её при написании исследовательских работ и учебных проектов;
-обладают навыками публичного выступления и защиты собственных интеллектуальных продуктов
- использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения собственных задач.
Наполнение папки «Портфолио» обучающегося
творческими и исследовательскими работами, наградным материалом по итогам научно-практических конференций, конкурсов, рефлексивно-аналитической информацией по итогам реализации ИОП.
3.
Успешное усвоение программы основного общего образования предметной области «История», программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, программы
элективного курса по истории
 Обучающий имеет отметку «Отлично» по «Истории» на протяжении всего учебного года, вовлечён в олимпиадное движение школьников различного уровня

Наполнение папки «Портфолио» обучающегося
наградным материалом по итогам олимпиад и конкурсов различного уровняв, рефлексивно-аналитической информацией по итогам реализации ИОП.
4.
Обучающийся принимает активное участие в деятельности детской организации и волонтёрского движения
Обучающий вовлечён в большое количество мероприятий социально значимой направленности, проявляет инициативу, выступает в качестве организатора акций, конкурсов, фестивалей и т.д.
Наполнение папки «Портфолио» обучающегося
наградным материалом по итогам социально значимой деятельности, рефлексивно-аналитической информацией по итогам реализации ИОП.
5.
Готовность к профессиональному самоопределению
Обучающийся определился с профилем обучения на этапе получения среднего общего образования (10-11 класс), определил для себя перечень учебных предметов для прохождения ГИА по окончанию школы и необходимых для поступления в ВУЗ
 Анализ результатов тренингов, собеседование тьютора с обучающимся.

Библиографический список
1. Ковалева Т.М. Тьторское сопровождение как управленческая технология // Технология открытого образования. М: АПКиРО, 2002.
2. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства – идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология // Материалы 1- й Межрегиональной конференции.- Томск, 1996.- С.15-30. 3724
3. Щедровицкий П.Г. Тьюторство: идея и идеология // Материалы 1- й Межрегиональной коференции.- Томск, 1996.- С.7
2018