Основание для разработки -ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» -Учебный план МБОУ БГО ООШ №9 на 2016-2017 уч.г Цель программы обеспечение индивидуализации образовательной траектории обучающегося 9 класса Задачи программы - создание условий для социального, образовательного, культурного и профессионального самоопределения; - оказание помощи обучающемуся в поисках возможности для удовлетворения и развития личностно значимого предметного и профессионального интереса в пространстве формального и неформального образования школьников; -ориентирование одарённого школьника относительно способов приобретения нового образовательного, социального, управленческого и коммуникативного опыта; -оказание помощи в проектировании и реализации индивидуальных образовательных программ, включающих внеурочную и внешкольную деятельность старшеклассника; -отслеживание продвижения ученика в рамках сформированной им индивидуальной образовательной программы, в том числе по переходу «Образование- Карьера» Срок реализации программы 1 год Краткое содержание программы
Программа предполагает формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание максимально комфортной социальной среды развития обучающегося, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, индивидуальные потребности обучающегося и его родителей; Ожидаемые конечные результаты реализации программы -Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание. -Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. -Готовность к профессиональному самоопределению -Высокие результаты в учебной и проектно-исследовательской деятельности
2. Пояснительная записка: Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает на «среднего» или «слабого» ученика. Решить проблему «поддержки» школьников с особыми образовательными потребностями с целью их творческой самореализации возможно, применяя технологию тьюторского сопровождения. В дидактике «тьютор» – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Сфера деятельности тьютора - построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни обучающегося «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. Здесь под сопровождением следует понимать совместное движение тьютора (как спутника) и ученика (как основного действующего лица) в образовательном процессе. Работа должна быть направлена на построение на материале реальной жизни тьюторанта практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху. Задачами тьютора являются: «научить» подопечного планировать собственную образовательную деятельность, осуществлять ее анализ, рефлексию, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи, выстраивать взаимодействие с другими людьми и структурами для решения поставленных задач. Грамотно организованное тьюторское сопровождение способствует развитию следующих компетентностей старшеклассника: - предметной (сбор знаниевой базы для продолжения образования обучающегося); -управленческой (умение планировать свою деятельность, осуществлять ее проектирование, а также умение оформлять результаты своей деятельности (проекта, исследования и др.); -коммуникативной (использование различных ресурсов для реализации· образовательных запросов (человеческих (в том числе коллективных)), информационных (например, интернет) и др.); -социокультурной (реализация социализации, например, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества). Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная программа обучающегося, где описывается способ организации его образования, включающий описание образа будущего и целей образования, работу с картой образовательных ресурсов, куда входит предметное содержание обучения, набор видов деятельности, которые могут быть предоставлены школой или во взаимодействии с другими образовательными учреждениями (как в городе, так и за его пределами), рефлексия и оценка реализации программы (отдельные пунктов, мероприятий), коммуникации в ходе реализации программы, в том числе сделанными на основе самооценки пополняемого Портфолио. 3.Содержательная часть: 3.1.Основные направления реализации программы Важно понимать, что основными направлениями тьюторского спровождения являются: -антропологическое (развитие личного потенциала и социальных компетентностей обучающихся посредством осознания своих интересов, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон, учет образовательного заказа семьи); -социальное (использование возможностей социума для реализации ИОП, прежде всего инфраструктуры образовательных учредений); -предметное (использование возможностей предмета посредством привлечения возможностей других предметов). Нельзя не учитывать при работе тьютора и такие важные составляющие, как обеспечение благоприятной образовательной микросреды и психологического климата для эффективного образования тьюторанта, а также организация условий для проявления и реализации подопечным учебной и общественной инициативы. 3.2. Основные формы работы В своей работе тьютор использует такие формы, как: -тренинги (при наличии соответствующей квалификации или возможности привлечь специалиста); -тьюториалы (учебные тьюторские семинары); -образовательные события; -форумы успеха; -работа с портфолио; -индивидуальная тьюторская консультация; -групповая тьюторская консультация; -профильные и профессиональные пробы; -ролевые игры. 3.3 Методы работы тьютора: -проблемного обучения; -проектные методы; -психодиагностические методы; -практикоориентированной деятельности; - анализ и самоанализ; -самообучения (как индивидуально, так и в группах) -«Кейс-обучение»; -«Дебаты»; -«Портфолио»; -«Образовательное путешествие» («профессиональное путешествие»); -Информационные; 3.4.Этапы реализации программы: Подготовительный этап: -Диагностика возможностей, склонностей, интересов и потребностей обучающегося, определение его личных и профессиональных планов, заказа родителей на образование ребёнка. -Анализ материалов диагностики педагогами, проведение психолого– педагогического консилиума с участием классного руководителя, психолога, педагогов, разработка общих подходов к работе с учеником и его родителями. -Индивидуальные консультации с ребёнком и родителями по выстраиванию образовательной программы. Конструктивный этап: -Составление проекта образовательной программы ученика с участием его родителей с учетом всех возможных вариантов и методов. - Проведение консультаций, позволяющих решить возникающие на данном этапе проблемы. - Реализация работы по выполнению индивидуальной образовательной программы. Процесс реализации проектов образовательной деятельности постоянно сопровождается и стимулируется с помощью индивидуальных встреч и консультаций, обсуждения возникающих проблем. Рефлексивный этап: -Отслеживание результатов выполнения индивидуальной образовательной программы учащихся, -самооценка и самоанализ. - диагностика и анализ результатов деятельности учащегося; индивидуальные собеседования с учащимся и его родителями на предмет результатов и перспективных планов развития и обучения. 3.5. Учебно – тематический план программы (70 часов)
№ Тема Количество часов Теория Практика Итого 1.
Блок 1.Проектирование индивидуальной образовательной программы
3 часа 1.1 Мотивационный тренинг«Целеполагание - начало пути» (Мотивация обучающегося на процесс осмысления и планирования собственнойобразовательной программы)
1
1.2 Инструктивно- методический семинар построения ИОП.(Практическое освоение методик постановки образовательных и профессиональных целей, информирование о содержании и структуре, критериях оценки. Отработка навыков постановки целей.) 1
1.3
Индивидуальные или групповые консультации по построения ИОП(Оказание помощи в формировании ИОП: получение недостающей информации, с целью личностного роста и преодоления трудностей, возникающих при реализации ИОП) 1
2 Блок 2. Проектно-исследовательская деятельность
2.1 Инструктивно-методический семинар «Структура и критерии успешного исследования» (Знакомство с требованиями к написанию учебных проектов и исследовательских работ: оформление титульного листа, структура работы, список используемой литературы) 1
4 часа 2.2 Индивидуальные консультации по написанию исследовательских работ и учебных проектов. (Обзор литературы и источников, привлекаемые для написания исследовательской работы, правка текста чернового варианта, проверка на соответствие требованиям к написанию исследовательских работ)
1
2.3 Тренинг «Секреты публичного выступления». (Работа над совершенствованием вербальных возможностей и навыков самопрезентации: способы борьбы с чувством неуверенности и страха перед выступлением, психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей) 1
2.4 Составление «Портфолио» (Знакомство с порядком ведения «Портфолио» – особой папки обучающегося, содержащей его творческие и исследовательские работы, наградной материал по итогам научно-практических конференций, конкурсов, рефлексивно-аналитическую информации по итогам реализации ИОП) 1
3. Блок 3. Предметная область «История»
20 часов 3.1. Лекционно-семинарские занятия по теме «Дискуссионные вопросы истории России 20 века» (проводятся в рамках реализации программы элективного курса по истории, рассчитанной на 7 часов) 3 4
3.2. Участие в заседании дискуссионного клуба «Альтернативные ситуации в истории России»
2
3.3. Участие в школьном, муниципальном и региональном этапах олимпиад по истории 11
4. Блок 4. Социальная практика
40 4.1. Участие в деятельности волонтёрского отряда «Шанс» (Вовлечение обучающегося в социально значимую, благотворительную деятельность)
5
4.2. Участие в деятельности детского движения «Доброград» (Вовлечение обучающегося в школьное самоуправление, активное участие в реализацию программы детской организации школы)
5
4.3. Практикоориентированные занятия по теме «Обучение основам музееведения» (проводятся в рамках реализации программы кружковой деятельности, рассчитанной на 35 часов) 3 32
5. Блок 5. Профессиональное самоопределение
3 часа 5.1 Тренинг «Профессиональное самоопределение – выбор настоящего – выбор будущего».(Знакомство с понятиями «самоопределение», «выбор», «ответственность», факторами влияющие на выбор профессии) 1
5.2 Деловая игра «Биржа талантов»(Вовлечение обучающегося в игру, моделирующую ситуацию трудоустройства)
1
5.3. Тренинг «Кейс – ситуации по отработке ПВК»(Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности: способности анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроения других людей, умение организовывать их взаимодействие)
1
4. Продукты тьюторского сопровождения: -Индивидуальная образовательная программа обучающегося -Портфолио тьюторанта 5. Критерии оценки достижения планируемых результатов
№
Ожидаемый результат
Критерии
Форма мониторинга
1. Мотивированность обучающегося на процесс осмысления и планирования собственной образовательной программы Обучающийся готов: -планировать свою образовательную деятельность; - анализировать факторы успеха и неудач в деятельности; - осознают грани ответственности за процесс и результат своей деятельности. - Анализ индивидуальных образовательных программ обучающегося. - Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП 2. Участник программы владеют навыками работы с информацией в сфере образовательных ресурсов. Обучающийся готов: – добывать и структурировать имеющуюся информацию, использовать её при написании исследовательских работ и учебных проектов; -обладают навыками публичного выступления и защиты собственных интеллектуальных продуктов - использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения собственных задач. Наполнение папки «Портфолио» обучающегося творческими и исследовательскими работами, наградным материалом по итогам научно-практических конференций, конкурсов, рефлексивно-аналитической информацией по итогам реализации ИОП. 3. Успешное усвоение программы основного общего образования предметной области «История», программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, программы элективного курса по истории Обучающий имеет отметку «Отлично» по «Истории» на протяжении всего учебного года, вовлечён в олимпиадное движение школьников различного уровня
Наполнение папки «Портфолио» обучающегося наградным материалом по итогам олимпиад и конкурсов различного уровняв, рефлексивно-аналитической информацией по итогам реализации ИОП. 4. Обучающийся принимает активное участие в деятельности детской организации и волонтёрского движения Обучающий вовлечён в большое количество мероприятий социально значимой направленности, проявляет инициативу, выступает в качестве организатора акций, конкурсов, фестивалей и т.д. Наполнение папки «Портфолио» обучающегося наградным материалом по итогам социально значимой деятельности, рефлексивно-аналитической информацией по итогам реализации ИОП. 5. Готовность к профессиональному самоопределению Обучающийся определился с профилем обучения на этапе получения среднего общего образования (10-11 класс), определил для себя перечень учебных предметов для прохождения ГИА по окончанию школы и необходимых для поступления в ВУЗ Анализ результатов тренингов, собеседование тьютора с обучающимся.
Библиографический список 1. Ковалева Т.М. Тьторское сопровождение как управленческая технология // Технология открытого образования. М: АПКиРО, 2002. 2. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства – идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология // Материалы 1- й Межрегиональной конференции.- Томск, 1996.- С.15-30. 3724 3. Щедровицкий П.Г. Тьюторство: идея и идеология // Материалы 1- й Межрегиональной коференции.- Томск, 1996.- С.7