Исследовательская и проектная деятельность

Ермолаева Л.В. Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Удивительная, волшебница соль»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Направленность: познавательное развитие, опытно-экспериментальная деятельность.
Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.
Задачи: Образовательные: Уточнить знания детей о свойствах соли; продолжать знакомить с ее видами. Развивающие: Развивать познавательный интерес, наблюдательность, воображение, фантазию, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Продолжать развивать речь как средство общения. Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования. Воспитательные: Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, уважительное отношение к высказываниям товарищей.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель.
Оборудование: несколько видов соли, стаканы с водой, чайные ложечки, лупы, 2 яйца на каждого ребенка, грязный стакан, клеёнки, одноразовые стаканчики, пипетки, трубочки, воронки, цветная соль, баночки для декорирования, ложки, сундучок, презентация.
Форма проведения: Технологии: исследовательская деятельность и игровая, продуктивная; познавательно - исследовательская; музыкально-художественная.
Методические приемы: совместной деятельности, самостоятельной деятельности детей; наглядный (в процессе наблюдения по возможности активизируем разные анализаторы, обозначаем словом отдельные ощущения: зрительные, тактильные, кинестетические.
Словарь: солевая комната, санаторий, здравница.
Предварительная работа: беседа; рассматривание иллюстраций; опыты и эксперименты, дидактические и словесные игры; загадки, разучивание пословиц, чтение стихотворения.
Планируемый результат: расширять, систематизировать знания детей о соли, ее свойствах; развивать познавательные умения через опытно – экспериментальную деятельность; дети должны умеют анализировать и делать выводы.
Ход занятия. 1 этап. Создание проблемной ситуации. Здравствуйте ребята!
Ребёнок: посмотрите, на столе стоит шкатулка, а что она тут делает?
Воспитатель: Когда я шла утром в детский сад, на пороге группы увидела эту шкатулку. Как вы думаете для кого она? Дети: адресована нам. Давайте откроем, узнаем от кого.
Воспитатель: Кто скажет, в каких сказках, встречался сундучок, ларец или шкатулка?
Дети: («Морозко», «Домовенок Кузя», «Маша и медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Вовка в Тридевятом царстве», «Медной горы хозяйка).
Воспитатель: Правильно. Это Медной горы хозяйка и прислала вам необычную шкатулку с письмом. Дети: Давайте письмо прочитаем.
2 этап. Целевая установка. «Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!»
Воспитатель загадывает загадку: На столе стоит всегда, Внешне, белая она.
А на вкус, не вкусна: Но в пищу – каждому нужна. Дети: (соль)
Воспитатель: А давайте посмотрим, что же есть в шкатулке? (открываю шкатулку и достаю солонку с солью) Правильно! Это соль. Ребята, а что вы знаете про соль? (Ответы детей). Может стихи, пословицы или поговорки? Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. - Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой. Без соли, без хлеба худа беседа. Соли не жалей, так и есть веселей. Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. Пуд соли вместе съесть. Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
3 этап. Мотивация. Воспитатель: Соль – незаменимый продукт питания, полезное ископаемое. А вот обратите внимание, что нам ещё прислала Медной горы хозяйка (ещё достаю из посылки).
Воспитатель: Давайте рассмотрим соль. Каменная она какая? (крупная, белая).
Морская она какая? (очень крупная, прозрачная). Поваренная она какая? (белая, очень мелкая). Йодированная она какая? (крупная, белая), йодированная - это поваренная соль, но только на заводе в нее добавляют йод. А кто знает, как появилась соль?
Дети: (из-под земли, не знаем, а я хочу узнать, как люди стали добывать соль?
4 этап. Проектирование решения проблемной ситуации. Воспитатель: Происхождение слова «соль», по мнению учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились уважительно. В древности добывали соль: выжиганием - папуасы собирали куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и ели соленую золу. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарилась, соль кристаллизовалась и образовались горы. Ещё один способ - естественное испарение – это добыча соли со дна соленых озер и морей, где она оседает. Ещё соль добывают в соляных шахтах. Следующий способ добычи соли: выпаривание, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые собирают в корзины.
Воспитатель: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Дети: (Да, соль необходима человеку, она придает блюдам особый вкус).
Воспитатель: А вот, что поэты говорят про соль.
Стихотворение. Сколько жизней спасла ты, соль.... Скольких ты погубила... Жуть.....
Если в сердце соль - это боль.... Если в правде соль - это суть....
Всюду место тебе, и честь.... И не зря говорят вокруг,
надо пуд этой соли съесть, чтоб узнать, что такое друг....
И какой бы ни падал гром, и какой бы ни выпал час,
если к людям идешь с Добром - Хлеб да соль! - говорят у нас...
Воспитатель: Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушениям костной и мышечной ткани.
Воспитатель: Дети, в выработках соляных шахт, создают подземные лечебницы. Там нет вредных микроорганизмов, целебный воздух, который укрепляет иммунитет.
Воспитатель: Также соль используют в народной медицине. А кто знает для чего? Дети: (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
Воспитатель: Соль используют для приготовления пищи; в кулинарии, для консервирования овощей. А для чего мы в группе используем соль, кто скажет? Дети: (ходим по солевой дорожке, для профилактика гриппа).
Вот и проведем физкультминутку. Ходьба по солевой дорожке.
Подходим к солевой дорожке, снимаем обувь и 2 раза проходим.
Воспитатель: Кто помнит слова физкультминутки?
«По дорожке мы идем, по дорожке не простой, по дорожке солевой, будем ножки закалять и здоровье укреплять» Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два. Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два. А теперь мы все потопаем, И ещё разок потопаем. Стройными, здоровыми все хотим мы стать. Добрыми и сильными, чтобы мир обнять.
Воспитатель: Ребята, а наша дорожка здоровья привела нас в детскую лабораторию. А кто работает в лабораториях? Дети: (ученые). Я приглашаю вас как исследователей, провести опыты. А с каким материалом, как вы думаете, мы будем сегодня работать? Дети: (с солью)
Воспитатель: Молодцы. Какую соль мы рассматривали? (морскую, каменную, поваренную - йодированную). А опыты мы проведем с мелкой солью. Прежде чем начать наши работу, вспомните правила поведения во время опытов. (Слайд 12).
При работе с солью надо соблюдать правила: не трогать руками глаза, соблюдать тишину, не толкать соседа во время работы, сначала посмотри, а потом повтори, выполнил, положи всё на место.
Воспитатель: Обратите внимание, у вас в тарелочках лежит соль, давайте рассмотрим её.
Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха» Воспитатель: Какого она цвета? Дети: (Она белого цвета). Пахнет? Дети: (Не имеет запаха). Какая она на вкус попробуйте?
Дети: (соленая). Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы видите?
Дети: (Соль похожа на зернышки, кристаллики, крупинки).
Воспитатель: Соль – это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку. Что произошло? Дети: (соль рассыпалась)
А какой мы сделаем вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
Воспитатель: Возьмите пипетку, капните воду на соль. Что произошло? Дети: (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?
Дети: (соли много, а воды мало). Воспитатель: Да, правильно. А теперь подойдите к следующему столу. Проведем следующий опыт № 2. «Соль растворяется в воде» Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте их и скажите, что вы чувствуете?
Дети: (в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая). А теперь попробуйте на вкус, какая вода? Дети: пресная, без вкусная.
Воспитатель: Верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.
Дети: (соль растворилась в воде). А теперь попробуйте воду на вкус, какая она?
Дети: соленая. А кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной? Дети: (В тёплой воде соль растворилась быстрее).
Воспитатель: Скажите, соль исчезла? Дети: (Не исчезла, а растворилась).
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные. Кто сделает вывод? Вывод: Соль растворилась в воде; а в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Воспитатель: Опыт № 3. «Плавающее яйцо».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, морская вода похожа на речную воду? Дети: (Нет).
Воспитатель: А почему не похожа? Дети: морская – соленая, речная – пресная.
Воспитатель: В реке вода, какая? Дети: (в реке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А как вы думаете, в солёной воде легче плавать или нет? Хотите мы с вами это проверим? Дети: (Да).
Воспитатель: Поможет нам в этом куриное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? Дети: (Яйцо не тонет).
Воспитатель: А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в другой стакан с водой, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите?
Дети: (Яйцо утонуло). Какой вывод мы сделаем? Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде яйцо тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Воспитатель: Следующий опыт проведем сегодня, а что из этого получиться узнаем через несколько дней. Опыт № 4. «Выращивание кристаллов». Возьмите соль, насыпьте в стакан с тёплой водой, перемешайте, пока она не растворится и станет оседать на дно. Получили насыщенный раствор соли. В раствор поместим шерстяную нить прикрепленную к палочке так, чтобы нитка не касались стенок стакана. А как вы думаете, что произойдет? (станет меньше воды (испарится), а на стенках, где нет воды, образуются отложения соли). Вывод: соль имеет свойство превращаться в кристаллы.
Воспитатель: На улице зимой дворники и специальные машины посыпают солью тротуары, дороги. А зачем они это делают? Дети: Для безопасности людей.
Воспитатель: Ребята, а что это за конверт? Дети: Давайте его откроем.
Воспитатель: У нас в конверте от хозяйки медной горы ещё загадка: Ребус про соль
Воспитатель: А как соль помогает, мы сейчас и узнаем. Опыт № 5. Перед вами в блюдце лежат кусочки льда, посыпьте его солью, послушайте, что происходит? Дети: (соль начинает трещать). Какой сделаем вывод: соль растапливать лед.
Опыт № 6. Воспитатель: Продолжаем, а сейчас я расскажу вам сказку - загадку, которую вам прислала Медной горы хозяйка, а вы присядьте на ковер и послушайте.
Воспитатель: Шли домой два ослика, несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, другой с поролоном. Одному ослику было тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, осликам пришлось переплывать на другой берег. Вошли они в воду и поплыли, мешки промокли. Одному ослику было легко плыть, он быстро переплыл реку, а другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, оказалось, один ослик принес груз. А какой ослик принес груз, мы узнаем после проведения опыта. Возьмите поролон в одну руку, в другую мешочек с солью. Что легче? Дети: поролон. Что тяжелее? мешочек с солью. Воспитатель: А теперь возьмите мешочек с солью, и опустите в воду. Что происходит?
Дети: (она растворяется). Возьмите поролон и намочите его тоже в воде. Что произошло с поролоном? Дети: он намок и стал тяжелым.
Воспитатель: А теперь возьмите в одну руку мешочек с солью, а в другую поролон и проверьте, что тяжелее? Подумайте, какому ослику было легко плыть. Почему?
Дети: (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? Давайте проверим, что произошло с солью. Дети: (поролон впитал воду). Мы с вами знаем, что соль растворяется в воде, а поролон впитал воду и стал тяжелым, но не утонул. Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись. Какой сделаем вывод: какому ослику было легче идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжелее, Правильно, соль растворилась в воде и мешочек стал пустым).
Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала нужно было сделать мешки для соли и поролона, чтобы оба ослика привезли свой товар домой? Дети: из клеенки.
Воспитатель: Мешки должны быть из полиэтилена, который не пропускает воду и к тому же легкий. Словесная игра «Соль нужна для того, чтобы ….» Консервировать овощи, использовать в медицине, готовить еду, посыпать дорожки зимой, чистить посуду.
Воспитатель: Солью украшают интерьеры домов. Продуктивная деятельность. Воспитатель: Да, много цветной соли, я приготовила. Будем декорировать баночки, т.е. засыпать соль в любой последовательности, и посмотрим, что получится? А, как использовать баночки решите сами после окончания работы. Оля предложила собрать в группе коллекцию цветной соли в разных сосудах.
6 этап. Анализ работы действий детей. Зачем мы с вами проводили опыты? У кого не получились опыты? Какой опыт, вам запомнился, какой вы хотели бы повторить? Почему? Для чего это пригодиться вам в жизни?» Что нам будет нужно сделать в следующий раз? Что вы расскажете родителем о нашем сегодняшнем занятии?
7 этап. Итог. Молодцы, сегодня работали хорошо, хотелось бы узнать у вас, ваше мнениекто сегодня лучше работал? Хозяйка Медной горы осталась довольна вашей работой. Она вам передает в подарок медальки «Лучший исследователь». Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. На этом работа в лаборатории заканчивается. Всем спасибо.

Список литературы

1.Методика детского экспериментирования, книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. - Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД им. Г.Н. Сагиль, 2015 г.
2.Неизведанное рядом, О.В,Дыбина, Творческий Центр «Сфера», 2014 г.
3.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1, 2 / Сост. Н.В.Нищева.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
Ермолаева Людмила Владимировна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида г.Валуйки Белгородской области

Практическое занятия по православному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: Святыни в нашем доме

Цель: познакомить с понятием «красный угол», главными иконами и его убранством.
Задачи: Образовательные: Расширить представление детей о православных иконах, которые должны быть в каждом нашем доме. Познакомить с историей создания некоторых икон, с чудотворными иконами. Пополнить знания детей о достопримечательностях своей малой Родины. Развивающие: Развивать воображения, память, логическое мышление, разговорную речь. Формировать мыслительные операции: синтез, анализ и обобщение. Учить детей предполагать, рассуждать и аргументировать свои ответы. Воспитательные: Воспитывать зачатки православной культуры, почитание иконы, как образа Божьего, чувства сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания.
Предварительная работа: проведение тематических бесед «Жилище русского крестьянина», «Иконы»; разучивание стихотворений Е.Санина «Божий дом», «Иконы» А.С.Толстого; проведение игры.
Методические приемы: Наглядные: использование ТСО, показ образца, показ предметов, показ способа действий; словесные: рассказ воспитателя, рассказы детей; практические: метод практических работ, метод игры.
Материал: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, рушники, цветная бумага, ножницы, клей. Иконы Спасителя и Богоматери. Картина с изображением русской избы, стихотворения Е. Санина о храме и его устройстве. Небольшие карточки к дидактической игре «Мы в храме или около него»; репродукция иконы Андрея Рублева «Спас», икона Божьей Матери (Богоматерь Тихвинская, Владимировская, Умиление Белозерская»), «Серафима Саровского», Святая Троица, Икона Николая Чудотворца.
Ход занятия: I. Вводная часть Чтение стихотворения «Икона» А.С. Толстого
Воспитатель: Беседа: Ребята, посмотрите на эту выставку. Что вы видите? - Правильно, это иконы. Дети скажите, кто из вас знает, что такое красный угол?
Мы с вами поговорим о «красном угле». Кто догадается, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? Правильно. Об иконах в наших домах. А что находится в «красном углу»? Ответы детей: Незнаем.
Воспитатель: Послушайте ребята, иконы в старину считали большой ценностью. Не каждая семья владела такой реликвией, а если были в доме образа, то берегли их как зеницу ока. В далекие времена никто не задумывался, где в квартире должны стоять иконы. Видели их с самого детства, традиции впитывали с молоком матери. Образа располагали в красном углу. «Красный» означало «парадный», «торжественный» и тому подобное. А угол, потому что планировка избы была простой. Окна имелись не на всех стенах. Освещение было скудным, только свечи и лучины. Красным углом делали тот, на который попадало больше солнца. Как правило, располагался он в восточной части здания. И окна заранее планировали так, чтобы с двух сторон свет попадал на этот праздничный, парадный угол. Место украшали: рушниками и салфетками. Цветы в теплое время рядом ставили. И обязательно лампадку поджигали. Икона – это портреты близких, на которых верующий желает походить, с кого берет пример. Это духовные друзья и покровители. Дети, а вы станете уважаемого и дорогого человека прятать в пыльном чулане? Нет, конечно. Придет в гости – посадите на лучшее место, угостите и развлечете интересной беседой. Образа – это даже не визитеры, а члены семьи, почитаемые и любимые всеми. Такое отношение раньше передавалось как обычные правила поведения. Им отводился красный угол, самый нарядный, светлый и чистый. Самое главное - чтобы перед «красным углом» было достаточно свободного места для совершения общей молитвы всей семьи. На полке размещается иконостас с иконами. Неправильно помещать иконы в шкафы, так как рядом не должны находиться посторонние предметы. Иконы не украшение интерьера.
Работа над новым материалом.
Воспитатель: Дети, что такое образа, кто знает? Ответ детей: картинки.
Воспитатель: Образа – это не просто красивые картинки. С них на верующего смотрят жившие когда-то люди, сумевшие сохранить верность Господу, стать частью доказательства его правоты и любви к человечеству. Но они все в корне отличаются от всевозможных гуру, которым принято поклоняться. Вспомните: Христос говорил, что пришел к людям дать свет, показать дорогу к праведности. Он звал идти той дорогой, которую указывает, сердцем ее ощущать и понимать. И те люди, чьи лики мы вешаем на стену, это осознали и как умели воплощали при жизни.
Воспитатель: А кто изображен на иконах? (Спаситель, Божия Матерь, святые). «А разве кто – нибудь видел Бога?»
Ответы детей: Нет. Глазами видеть обычно людям невозможно. Из Библии мы узнали, что Бог есть Святой Дух, и человек не может его увидеть. Мы не видим Бога, но мы его чувствуем. В минуту опасности какая – то неведомая сила отводит от тебя и твоих близких беду.
Воспитатель: В доме тишина, горит лампада Прямо впереди – иконостас,
И СПАСИТЕЛЬ ясными очами Смотрит в душу каждому из нас.
И под этим взглядом ощущаем Всю греховность трепетной души,
Не случайно, видно, повторяем: «ГОСПОДИ! ПОМИЛУЙ И СПАСИ!»
Воспитатель: А что такое икона? Ответы детей: картинка, фотография Бога.
Воспитатель: Ребята послушайте, икона – слово «греческое». Это священное изображение (образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому эта икона посвящена. Это не только художественное изображение, это молитвенный образ. Верующие люди, стоя перед иконой, могут мысленно обратиться к первообразу, попросить помощи в добрых делах. Иконы – это образ Бога или святого, и окно в духовный мир. Икона открывает верующему человеку окно в духовный мир, потому что Господь и святые, изображенные на иконе, пребывают в духовном мире, в вечности.
Воспитатель: Как же появилась первая икона? Ответы детей: Незнаем.
Воспитатель: А вот послушайте, в древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
Воспитатель: У кого дома есть иконы? Дети: У меня есть дома,у моей бабушки есть.
Воспитатель: А я расскажу вам историю говорящей иконы. Случилось это в одном из монастырей на Святой горе Афон. Монах, по имени Нил, входил в трапезную с зажжённой лучиной. Однажды он услышал голос от образа Богородицы, висевшего над дверью. Голос призывал не ходить в этом месте и не коптить икону. Нил подумал, что эта шутка одного из монахов и продолжал ходить в этом месте с коптящей лучиной. Внезапно монах ослеп. Горько раскаиваясь, молился Нил Пресвятой Деве, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о возвращении ему зрения. Этот же голос приказал сказать всем: «С этой поры будет именоваться икона моя «Скоропослушницею». Многих верующих Она избавляла от кораблекрушений и освобождала от плена. Перед образом «Скоропослушницы» особенно молятся о духовном прозрении, когда не знают, как лучше поступить.
2.Над кроваткой, чуть в сторонке, Божьей Матери иконка.
Добрый взгляд ее лучится; Если мама отлучится,
То не страшно мне одной Утром рано я проснусь На иконку помолюсь.
Воспитатель: О какой иконе идет речь? (Об иконе Божией Матери) Я расскажу про икону Николай Угодника. На Руси верили, что Николай Угодник помогает человеку не терять силу духа и оберегает его. Николай Угодник славился как врачеватель и целитель. В народе считалось, что он может избавить человека от любой болезни. Отправляясь в дорогу, надеялись на защиту Николая Угодника. Празднуется Никола два раза в году. Весной 22 мая – Никола Вешний. Зимой 19 декабря – Никола зимний.
Воспитатель: Иконы на Руси хранили и передавали по наследству, ими благословляли казаков отправлявшихся на войну; молодоженов, вступавших в брак. Иконы сопровождали всю жизнь православного христианина – кубанского казака, они были главными свидетелями всех событий. За стол никогда не садились, не помолившись перед иконами, просыпаясь утром, обращались к образам, и первые слова были – молитва, вечером перед сном – опять же к иконам с молитвой.
Физкультминутка. Вверх руками потянулись И друг другу улыбнулись.
Ножками потопали, Ручками похлопали, Глубоко вздохнули, Плечи развернули,
Повели руками Чуть над головами. А теперь нам всем пора Делать добрые дела.
Воспитатель: Икона - это образ Бога или святого. Икона открывает верующему человеку окно в духовный мир, потому что Господь и святые, изображенные на иконе, пребывают в духовном мире, в вечности. Поэтому у православных людей сложилась традиция украшать иконы. Для икон делали специально полки – БОЖНИЦЫ. Икону ставили на красивую салфетку, накрывали рушником. Рушники - это традиционный элемент украшения жилища.
Воспитатель: Скажите, а вы знаете, где и как нужно молиться? Ответ детей: Молимся в храме. Сверху вниз и лева на право.
Воспитатель: Молимся мы перед иконами. Но не иконе, а Богу или святому. Вокруг головы Спасителя, Девы Марии, на иконах и картинах изображается сияние света и славы Божией. Давайте представим, что мы находимся перед иконами. (с детьми вспомнить и повторить самые простые молитвы:
«Господи, благослови»- перед началом какой- либо работы. «Господи, спаси и сохрани»- при болезни. «Господи, прости и помилуй» - если совершил что- то неблаговидное. «Слава Богу за всё »- благодарим Бога за всё хорошее и не только.
Обобщение: Дорогие ребята. Помните о том, что Бог и Дух Божий везде. В молитвах вы к нему можете обращаться дома, и в садике, на улице. И старайтесь вести себя так, чтобы не огорчать Господа, своих Ангелов, своих родных.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю старую притчу об иконе. Праведный старец, благочестивый христианин, проживая в доме своем, имел икону, изображавшую распятие Спасителя, и почитал ее. И когда переселился он в мир иной, икона осталась на прежнем месте, а дом его занял какой-то иудей. И поселившись там, на следующий день угощал некоторых своих единоверцев. Они же, увидев на стене образ Христа, начали осыпать хозяина проклятиями за то, что отступил он от веры их и стал исповедовать христианство. И клялся тот: «Не замечал я иконы до времени сего!» Тогда сказали ему нечестивцы: «Докажи на деле, что ты не христианин – возьми копье и пронзи бок изображенного иудея, как пронзили его распятого на кресте!» Иудей схватил копье и ударил копьем в икону. И хлынула из нее кровь, смешанная с водой. Оцепенели бесчестные иудеи от страшного зрелища, а, очнувшись, бежали из дома того. Христиане, прослышав молву о случившемся, ворвались в дом еврея и спасли образ, еще сочившийся Божественной кровью. Они поместили его в священным храме, и стали воздавать ему величественное служение, ибо святыня так же блага для верных, как ужасна для нечестивых.
Воспитатель: Дети расскажите, что такое иконостас и где он у вас дома расположен?
Ответ детей: Не знаем.
Воспитатель: Я вам поведаю, как по Церковным правилам, предписывающие держать образа в восточной части здания, теперь практически утратили силу. Батюшка, увидев, что иконы стоят в другом месте, не сделает замечание. Ставить лики можно, где удобно. Когда раздумываете, где в квартире должны стоять иконы, не забывайте об их религиозном содержании. Рекомендуется делать красный угол подальше от телевизоров и компьютеров. Считается, что эти устройства несовместимы с духовными размышлениями и молитвой. Иконы используют для обращения к Господу. Располагать их нужно, чтобы места рядом хватило всем членам семьи. Молитва произносится в уединении, толкаться в этот момент не принято. Поэтому хозяину виднее, где должны стоять иконы в квартире.
Воспитатель: А как у бабушек расставлены образа дома? Дети: В спальне. На кухне.
Воспитатель: Иконостас дети, может состоять из полки или столе. На нем можно поставить образа и разложить книги религиозного содержания. Желательно украсить иконостас салфетками, рушниками собственного изготовления. Нынче рукоделие не в чести, люди покупают в магазине красивые изделия. А ведь во время работы над специальной салфеткой для иконостаса можно размышлять о Боге, что пойдет на пользу вашей душе. Раньше, во всяком случае, именно так и поступали. Хорошо бы расположить рядом специальные лампы. Зажигать свечи или лампадку нужно. В доме рекомендуется держать иконы Спасителя и Богородицы. Еще часто рядом ставят лик ангела-хранителя. Им является святой, чье имя вы носите от рождения или крещения (иногда они разные). Часто родители думают о том, как защитить чадо от дурного глаза. Нужно расположить образ Богородицы в восточном углу детской комнаты, икону вешать дальше от транслирующих электронных устройств.
Воспитатель: А теперь, запомните эти правила и расскажите своим родителям. Издревле христиане молились, оборотясь на Восток. Поэтому обустраивать иконостас именно в восточной стороне комнаты дома. Если планировка помещения не позволяет этого сделать, то необходимо выбрать ближайшие к востоку угол, стену. Часть икон позволительно располагать и на других сторонах дома, дабы дух святых образов постоянно поддерживал нас и настраивал на положительные эмоции. Естественно, что в каждом доме должны быть иконы Иисуса Христа и Божьей Матери. Икону Спасителя располагайте справа, слева – икона Богородицы. Любая почитаемая икона не должна располагаться выше икон Троицы, нашего спасителя, Божьей Матери и апостолов. Желательно, чтобы иконостас был увенчан христианским крестом. Иконы можно иметь в столовой, где обедают домочадцы, чтобы перед трапезой можно было помолиться Всевышнему за хлеб насущный, а после обеда – поблагодарить. Над входом в дом традиционно вывешивают икону Покрова Святой Богородицы.
Творческая работа. Работа в группе.
Воспитатель: На занятии рисования мы рисовали салфетки и рушники. А сегодня, на занятии выполним аппликацию, мы украсим рушники. Все необходимое есть на столе.
Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасного обращения с ножницами и клеем.1.Передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперед;
2.Не оставлять в раскрытом виде; 3.Клей наносить на поверхность изделия тонким слоем.
Самостоятельная работа детей (Украшение полотенец). Выставка детских работ.
Рефлексия. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос. Наше мероприятие подошло к концу, и я хочу сказать… Мне больше всего удалось… Что я получил от этого дня? За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить товарищей? Что вы запомнили, где в домах на Руси стояли иконы? Кто из вас какие правила запомнил? Итог. Хочется пожелать вам, чтобы святые иконы чаще пребывали перед вашим взором, подвигая к молитве и богомыслию, вознося над мирской суетой, утишая страсти и исцеляя болезни. Аминь.

Используемая литература

1.Вахрушев А.А «Здравствуй мир»
2.Наша жизнь с Богом. С.-П. Христианское просветительское общество «Кредо» 2015 г.
3.Детский молитвослов. Издательство «Духовный сад». г. Николо-Погост 2014г.
2018