Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.
Познавательные – основывать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.
Коммуникативные – учувствовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Личностные – осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально – этические нормы.
Воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.
Оборудование: учебник 4 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков, тест по теме «Мы – граждане России», конверты с заданиями №1, №2, №3 для каждой группы, карточки со словом «Праздники» и с названиями пяти групп праздников, картинки с изображением праздников.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Ученики: Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок. (Дети рассажены группами по 3-4 человека)
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Сегодня я вас посадила за парты не совсем обычно. Как вы думаете почему?
- Мы будем работать в группах.
- Правильно, но прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы в группах. ( Ответы учащихся)
-Теперь мы можем приступать к работе. У вас на рабочем столе в ноутбуках есть презентация. Откройте её и выполните тест по теме прошлого урока «Мы граждане России». Буквы правильных ответов напишите крупно в строчку на листочках чтобы у вас получилось слово.
(Ученики группами выполняют тест «Мы – граждане России»)
3. Актуализация знаний.
Учитель: Покажите слово, которое образовали буквы правильных ответов.
Ученики: Праздник
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке? (о праздниках)
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Такие разные праздники»
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по теме)
-А что такое праздник?(Словарь Ожегова)
- Значение слова праздник мы можем найти в интернете. Ребята, откройте браузеры и в поисковой строке напишите «праздник это» (ответы учащихся)
Учитель: Праздник - это торжество в честь какого – либо события.
День в который по традиции принято радостно проводить время, устраивать вечеринки, церемонии, застолья.
-Уже сейчас на страницах «Календаря событий» представлены более трехсот праздников, отмечаемых в России. Сегодня вы узнаете праздники, которые отмечают в России, узнаете, как их отмечают, узнаете, на какие группы можно условно разделить все праздники.
- А что бы узнать на какие группы можно разделить праздники, выньте из конверта №1 карточки и зачеркните в них все буквы, образующие слово «праздник»
(ПНАРАЗРДОНДИНКЫЕ, ПСРЕАМЗЕДЙННИЫКЕ, ОПБРЩАЕЗРДОСНСИИЙСККИЕ,
ПШРКАОЗЛДЬННИЫКЕ, ППРРОФАЕСЗСИДОННАЛИЬНКЫЕ)
Учитель: Давайте прочитаем какие группы у вас получились.
(В результате получаются слова «народные», «профессиональные», «школьные», «общероссийские», «семейные» )
Учитель: Условно все праздники можно разделить на 5 групп. Это и будет названия групп, с которыми вы будете работать. (Выставляются карточки с названиями групп)
– Сейчас мы ближе познакомимся с праздниками каждой группы. Для этого воспользуемся конвертами № 2. (В них вложены карточки с названиями праздников и краткая информация о них или ссылка на учебник или интернет, где можно эту информацию найти)
- Откройте в презентации слайд с названием своей группы и приступайте к работе.
- А работать вы будете по следующему плану.
1. Название праздника.
2. Когда отмечается (дата).
3. Краткая характеристика праздника ( работа в группах)
1 группа « Профессиональные» рассказывают о праздниках: День пожарной охраны, День медицинского работника, День учителя — 5 октября. День космонавтики, День автомобилиста — последнее воскресенье октября.
Учитель делает вывод: Что значит – профессиональный праздник?
В отличие от национальных и государственных, профессиональные праздники не являются выходными днями и отмечаются не всеми категориями граждан, а лишь теми, что принадлежат к той или иной профессии.
2 группа «Семейные» рассказывают о праздниках: День рождения, Свадьба,
День отца. День семьи, любви и верности, Крестины.
Учитель делает вывод: Семейные праздники - это торжественные дни, посвященные семейному счастью и благополучию. Чему бы ни был посвящен праздник, главное, чтобы он объединял всех членов семьи и стал важным, запоминающимся событием для каждого.
Физкультминутка.
3 группа «Школьные» рассказывают о праздниках: Выпускной вечер, День Знаний, Последний звонок, Посвящение в первоклассники, Прощание с букварём.
Учитель делает вывод: Наша школа - это маленькая страна, маленький мир, в котором ученики проживают 11 лет, и традиции школы для них - это когда каждый нашел себе дело по душе, испытал ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенность в себе, реализовал себя как индивидуальность. Школьные праздники являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей.
4 группа «Народные» рассказывают о праздниках: Рождество Христово, Масленица
Пасха (Воскресение Христово), Иван Купала, Крещение.
Учитель делает вывод: История возникновения народных праздников уходит в глубину веков. Их корни можно найти в древних верованиях, в общинных традициях. Народные праздники отличаются своей стихийностью, органичностью и естественностью. Именно народные праздники помогают понять, что такое праздник в изначальном смысле.
5 группа «Общероссийские» рассказывают о праздниках: День России, День Государственного флага Российской Федерации, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, День весны и труда, Новый год – 1 января
Учитель делает вывод: Общероссийские праздники, официально установленные Указом Президента Российской федерации. Часть государственных праздников содержится в Трудовом Кодексе РФ и являются нерабочими днями.
(Ребята изучают названия праздников, определяют, к какой группе все они относятся, изучают информацию о праздниках и готовятся рассказать её всему классу. После выступления карточка с названием праздника размещается на доске)
Учитель: Молодцы, вы отлично поработали, и я думаю получили очень важную информацию для себя о праздниках.
4.Закрепление изученного материала.
Учитель: А сейчас мы проверим как вы запомнили праздники. У вас на столе конверты в которых 5 карточек с изображением праздников. Вам необходимо разделить их на группы (на доске).
(Ребята работают группами с конвертом №3, в котором лежат картинки, иллюстрирующие разные праздники. Детям необходимо распределить картинки по группам)
5. Рефлексия и оценка.
Учитель: Ну а теперь я хочу чтобы вы оценили свою работу на уроке. Перед вами на столе карточки. Пусть каждая группа вспомнит свою сегодняшнюю работу на уроке. Как бы вы себя оценили? Пусть каждый из вас поставит ту оценку, которую считает заслуженной за работу на уроке себе и своим соседям по группе. По итогам этих оценок каждый из вас получит отметку за работу на уроке в журнал. (Дети заполняют карточка)
Учитель: Так как тема нашего урока «Такие разные праздники». Хочется закончить его тоже по-праздничному. Я бы хотела узнать с каким настроением вы заканчиваете урок?
Возьмите из конвертов № 4 и надуйте шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после работы на уроке. ( Красный – на уроке было комфортно и всё понятно.
Синий – на уроке было трудно, ничего не понял)
6. Итог.
Учитель: Вспомните и назовите тему нашего сегодняшнего урока.
- Что вы узнали на этом уроке?
- Что вам лучше всего запомнилось?
- Где нам пригодятся знания, полученные на уроке?
- Спасибо вам всем за работу!
7.Домашнее задание.
Учитель: На дом вам предлагается выполнить разно уровневое задание.
1. Прочитать текст учебника на стр. 175-179, ответить на вопросы.
3.Написать сочинение-размышление(эссе) на тему по выбору:
а) «Праздник в моём классе».
б) «Праздник в моей семье»