Позднякова О.И. Проблема развития толерантности у детей младшего школьного возраста
Библиографическое описание:
Позднякова О.И. Проблема развития толерантности у детей младшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
В июле 2020 года были приняты изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые закрепили основные тенденции процесса воспитания в школе. Согласно изменениям воспитание духовно-нравственных качеств личности, толерантности и патриотизма является одной из важных задач в школе.
Организуя воспитательную работу, педагоги должны уделять внимание воспитанию толерантного поведения младших школьников. С началом обучения в школе ребенок сталкивается с новым социумом, участвует в формировании нового коллектива, выстраивает взаимоотношения. Появление конфликтов, выражение агрессии, неуважения к другим людям негативно сказывается не только на формирование коллектива школьников, но и на формирование личностных качеств каждого ребенка. В этой ситуации педагогу необходимо повысить уровень толерантного поведения детей и снизить риск возникновения конфликтов.
Толерантность в «Декларации принципов толерантности» (1995 г) означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [1].
В педагогической науке под толерантностью понимается «способность человека, определяющая его готовность к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, отличающимися от него социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением».
Россия является многонациональной страной и во многих школах педагоги уже в первом классе сталкиваются с межнациональными конфликтами. Но воспитание толерантности подразумевает не только принятие человека другой национальности. Этот процесс подразумевает воспитание терпимости к другому мнению, социальному статусу, материальному положению и семейным традициям. Именно поэтому данная тема актуальна в современном мире.
Начальное образование является одним из этапов формирования толерантности у детей. Нужно научить детей младшего школьного возраста уважать не только себя, свои интересы и взгляды, но и тех, кто находится рядом, потому что именно на данном этапе образования закладывается основа, определяющая дальнейшее развитие личности ребенка и его отношение к миру людей.
В структуре толерантности исследователи выделяют три компонента: эмоциональный, познавательный, деятельностный. Эмоциональный компонент предполагает выраженность сопереживания, сочувствия, доброжелательность, симпатию в отношениях детей друг к другу. Познавательный компонент предполагает направленность на анализ причин, которые привели к несогласию, появлению обиды, неприязни и т.п. Деятельностный компонент предполагает ориентацию на конкретные действия ребенка в сложившейся жизненной ситуации.
Понимание структуры толерантности позволяет педагогу определить траекторию своей деятельности, которая должна быть направлена на организацию общения детей друг с другом и детей с взрослыми. К сожалению, инструментализация деятельности детей и взрослых, использование искусственных каналов связи, снижает возможности использования общения как средства развития и воспитания толерантности детей младшего школьного возраста. Сегодня педагогам важно создавать образовательную среду, посредством которой появится возможность в процессе взаимодействия и общения развивать и формировать основные показатели (критерии) толерантности личности ребенка младшего школьного возрастаю. К критериям сформированности толерантности относят: способность к сотрудничеству и сотрудничеству; уважение к другим людям и принятие их мнения; умение поставить себя на место другого человека; уважение к праву отличаться; уважение к культуре и традициям других народов; отказ манипулирования и агрессивного поведения; способность к доброте и милосердию, позитивный словарный запас в общении с окружающими; способность к прощению.
Наблюдения за детьми младшего школьного возраста в ходе педагогической практики показали, что между ними достаточно часто возникают конфликтные ситуации, которые, как правило, заканчиваются взаимными оскорблениями и обидами. Задача педагога, которую необходимо решить, состоит в том, что, начиная с первого класса, необходимо научить детей находить компромиссные решения, выслушивать мнение другого, пытаться его понять и демонстрировать толерантное поведение.
Проведенный нами опрос младших школьников показал, что 50 % младших школьников в ситуации спора или конфликта считают себя «всегда и во всем правыми», Также более 50% детей называют себя «особенными и самыми лучшими». 30% опрошенных детей показали, что в классе у них нет друзей, «но они в них и не нуждаются». 26 % детей утверждают, что им «не интересны мысли и чувства других людей». В ответе на вопрос о доверии выяснилось, что лишь 10 % младших школьников могут «рассказать свой секрет» однокласснику.
Эти данные показывают, что у младших школьников наблюдаются проблемы в общении, нет доверительных отношений, преобладает эгоцентрическая позиция.
Чтобы изменить ситуацию педагог в процессе организации образовательного процесса может использовать следующие формы работы, направленные на развитие толерантности у детей младшего школьного возраста: игры народов нашей страны, внеурочные занятия по знакомству с культурными традициями народов России, творческие конкурсы, способствующие развитию сочувствия и сопереживания; организация «семейных вечеров»; фольклорные праздники, создание «энциклопедии семьи, в которой каждый ученик рассказывает о членах своей семьи, их достижениях семейных традициях, др.; привлекать психологов для проведения тренингов с детьми и их родителями по формированию позитивного взаимодействия с людьми. Особую ценность в воспитании ребенка имеют ситуации, в которых учитель личным примером показывает, как проявлять терпение, сострадание, участие, отзывчивость.
Огромное значение занимает использование в образовательном процессе произведений детской литеры, их прочтение, анализ, осмысление и обсуждение. Приведем лишь некоторые примеры. Так, русские народные сказки учат не судить о людях по внешнему виду, помогать другим, быть верным другом, проявлять терпение и уважение, трудиться. Сказка
В. Гауфа «Карлик нос» о том, что нельзя смеяться над теми, кто имеют странную внешность, а сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» позволяет ребенку задуматься о том, что доброта – всепобеждающее чувство. Концептом сказки В.П. Катаева «Цветик – семицветик» является мысль о том, что никакие развлечения в мире не стоят одного доброго дела. Так важно сегодня задуматься об этом современным детям!
Сказка Г. М. Цыферова «Одинокий ослик» ненавязчиво позволяет школьникам понять, что «даже самый маленький может быть большим другом», что человек перестает быть одиноким, если сам начинает заботиться о других.
Современные дети младшего школьного возраста, к сожалению, предпочитают чтению книг и общению с другими людьми, использование средств электронной среды, которая не может передать «живое слово», «живое общение», так необходимые для развития «человеческого» в человеке. Только «живые источники» способны помочь педагогу развивать толерантность, объединяющую такие качества человека, как доброта, снисхождение, понимание, могут сделать наш мир добрее, справедливее, совершеннее, мудрее.
Библиографический список:1. Изосимова Д. В., Дуда И. В. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 38 (276). - С. 156-159. - URL: https://moluch.ru/archive/276/62450/ (дата обращения: 03.03.2021).
2. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд для детей: Учеб. пособие / Ю.Н. Столяров, А,В. Маркина, Т.Н. Сомова, О.Р. Старовойтова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005 – 248 с.
3. Стрельцова Л.В. Страницы дружбы и добра // Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках. – М.: Школьная библиотека, 2006. – с.176.
4. Чебыкина О.А. Беседы с родителями о проблемах формирования толерантности личности // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал, выпуск – №1, 2012. – с.46