Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf
Аннотация: В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль внедрения цифровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях,
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, цифровые технологии.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений
Своевременное получение информации – главное условие и залог успешности. Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Возникает необходимость в цифровизации учебного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников.
Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направленных на разработку и реализацию инновационных методик воспитательно-образовательного процесса.
Сегодня информационные компьютерные технологии являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации учебного процесса.
Игровые технологии, включенные в мультимедиа программы, способствуют повышению интереса детей к организованной учебной деятельности, активизируют их интеллектуально-познавательное и творческое развитие, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию всех видов мышления. Информационно-компьютерные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, помогая ребенку-дошкольнику решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядный материал и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовку его к жизни в информационном веке.
Систематическое использование всех электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и инновационными педагогическими технологиями увеличивает в разы эффективность обучения детей с разным уровнем знаний, умений и навыков, помогает увлекательнее организовать и проводить образовательный процесс, увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста; привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; развить у дошкольников исследовательское поведение.
Для реализации дошкольного образования важную роль играет формирование окружающей среды. Правильно подобранный материал и организация развивающей среды прямым образом влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста. Так и в использовании цифровых технологий в ДОО непосредственным условием является наличие необходимого цифрового оборудования соответствующего для организации деятельности детей данного возраста. Среди такого оборудования можно выделить наиболее известные: компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, а также специально созданные цифровые устройства для обучения дошкольников: интерактивные скалодромы, интерактивные песочницы, столы, полы, тумбы, мультимедийные детские студии, интерактивные комплексы.
Всё это оборудование позволяет детям быть участниками интерактивной деятельности – играть, рисовать, слушать, смотреть. Благодаря этому проявляется самостоятельность ребенка и даётся ему возможность самому делать открытия в новом цифровом мире, а также развивается самостоятельность, что имеет большое значение для будущей его взрослой жизни.
В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
Цифровые технологии становятся важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ. Так сегодня в работе с семьей мы очень часто используем интернет ресурсы, как для общения с ними, так и для размещения различной информации. Это удобно и при консультировании родителей часто болеющих детей по вопросам образовательной деятельности проводимой в саду во время его отсутствия.
Таким образом, в современном мире дошкольное образование применяя цифровые технологии, расширяет возможности всех участников образовательного процесса ДОУ.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бастрыкина А.Ю. Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий. – Тамбов, 2019
2.Дрокина О.В., Колмакова М.Г. Развитие цифровой среды в ДОУ. – Красноуфимск, 2018.
3.Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. - 2018. - №8(90). - С. 16-25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032