НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Зименкова Н.В. Формирование у детей зрительного восприятия цвета предметов

Библиографическое описание:
Зименкова Н.В. Формирование у детей зрительного восприятия цвета предметов // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Когда мы вырастаем, наша психическая деятельность становится во многом подчинена разуму и регулируется рациональной сферой нашего сознания. Но все мы знаем, что впечатления из детства более яркие, это обусловлено тем, что мир ребенка – мир непосредственных, чувственных образов, и впечатлений. С самого рождения он полностью открыт миру и как губка впитывает внешние воздействия через органы чувств: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения. Конечно, все они оказывают огромное влияние на развитие ребенка.

Свет – это одно из первых явлений действительности, на которое обращают внимание дети. Цвет – это тот же свет, только разной длины волны. Отражаясь от предметов, он попадает на сетчатку глаза, вызывает нервный импульс, который рождает в зрительном отделе головного мозга цветовой образ. И развитие зрительного восприятия малыша во многом связано с его цветовым окружением. Но если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то для выделения цвета требуется сосредоточенность и возникновение чувства интереса.

Сенсорное развитие является важной составляющей полноценного развития детей младшего дошкольного возраста. Оно служит основой познания этого мира, ведь первой ступенью является чувственный опыт и направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, От того насколько ребенок будет видеть, слышать, осязать окружающей его мир будет зависеть успешность его умственного, физического и эстетического развития. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

О необходимости знакомства детей с цветом говорили такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель. Они же обучали детей в общеобразовательных учреждениях элементам их использования на первоначальных этапах работы. В отечественной педагогике методические аспекты развития способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Л.В. Компанцевой, B.C. Кузина, А.А. Унковского, Г.В. Черемных, А.П. Яшухина и других педагогов.

Часть сенсорного развития – зрительная, в самом начале представляет собой наблюдение за предметами, их формой и цветом. Уже давно доказано, что цвета, окружающие малыша, могут влиять на его поведение и настроение. Одни успокаивают, другие – возбуждают. И даже при выборе цветов мебели, обоев и прочей обстановки в детской спальне лучше не использовать яркое обилие цветов, ведь это будет провоцировать у ребенка психоэмоциональное возбуждение. Отдать предпочтение лучше пастельным цветам. Для игровой зоны можно подобрать «активизирующие» цвета. Для этого лучше использовать на фоне основных тонов в качестве контраста яркие игрушки, картины или вставки на обоях, в разумном количестве. Взгляд ребенка будет цепляться за яркую игрушку.

Первые шаги к умению различать цвета, опознавать оттенки ребенок учится в возрасте года-полутора. Оттенки окружающей обстановки в этот период должны быть спокойными, однотонными. Даже пирамидки лучше в этот период брать из колец одного цвета. Ближе к двум-трем годам уже можно рекомендовать игрушки разного цвета, при этом достаточно если это будут синий, желтый, зеленый и красный цвет, а уже к шестилетнему возрасту дети, обычно, начинают предпочитать яркие краски.

Наиболее благоприятный возраст для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире это 3-4 года. Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального года развития нервно-психической деятельности

В повседневной жизни нужно обращать внимание на цвет одежды, предметов, как дома, так и на улице.

Важно, чтобы ребенок увидел цвет, используя зрительную ориентировку. В раннем возрасте не стоит заставлять ребенка выучивать название всех цветов. Главное, чтобы ребенку удавалось дифференцировать и сравнивать цвета. Начинать определение цветов, лучше сопоставляя цвета путем наложения. Это когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, так ребенку будет проще обнаружить отличие цветов. Знакомить с цветами нужно в следующем порядке: красный – синий, синий - желтый, желтый – зеленый. После того, как ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, можно переходить к заданиям с выбором по образцу, при этом необходимо обозначать название цветов.

Когда ребенок научится узнавать цвет и действовать с ним, можно будет усложнить задачу и перейти к показу предмета с тем, чтобы ребенок называл его цвет.

Что бы ребенку было легче и проще запомнить цвета, надо проводить занятия в увлекательной, игровой форме.

Подобные игры направлены на то, чтобы:

· закрепить умение различать и правильно называть цвета;

· сформировать и закрепить у детей зрительные способы обследования предмета;

· научить группировать предметы по цвету;

· развивать внимание, память, логику;

· воспитывать способность слушать и слышать воспитателя или родителя.

Перечень игр на изучение цветов, а также на развитие логики, внимания и мышления огромен, вот некоторые из них:

Игра «Цветные чашечки и блюдца»

Для игры понадобятся аппликации блюдца и кружки (можно взять детскую посуду).

Даем ребенку кружку, при этом обозначив ее цвет, и просим подобрать блюдце того же цвета.

Например: «Лиза, подбери к этой зеленой кружке зеленое блюдце».

Игра «Цветные домики»

Реквизит: цветные квадраты и треугольники.

Даем ребенку квадрат, при этом обозначив его цвет, и просим подобрать к нему крышу, того же цвета

Например: «Даня, подбери к этому желтому домику желтую крышу».

Игра «Веселые бусины»

Реквизит: круги из бумаги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.

Даем ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности

Игра «Покажи такой же шарик»

Реквизит: разноцветные шарики, стаканчики разных цветов.

Вариант №1

Взрослый раскладывает на столе разноцветные помпоны, выбирает один, обозначая его цвет и просит ребенка найди такой же.

Вариант№2

Взрослый раскладывает на столе разноцветные помпоны и стаканчики.

Просит ребенка положить помпон, обозначая его цвет, в такой же по цвету стаканчик.

Игра «Цветной паровозик»

Реквизит: конструктор и маленькие фигурки зверей.

Строим из конструктора паровозик. Каждый агон определенного цвета.

Взрослый предлагает ребенку посадить зайчика в зеленый вагон, а мишку в синий.

Дидактические игры: «выложи красные цветочки», «выложи зеленую дорожку», «красная башня», «цветочки».

Игровые упражнения по физической культуре: «принеси красный флажок», «собери зеленые кегли», «добеги до желтого кубика».

Речевые игры: «найди и назови», «волшебный мешочек», «принеси игрушку синего цвета»

Исследования показывают, что художественно-творческая деятельность – это естественное и увлекательное занятие дошкольников, это самый первый опыт выражения ребенком своего отношения к окружающему миру, это возможность проявления фантазии и творчества.

Поэтому для закрепления результата можно и нужно использовать разные виды деятельности, например занятия по лепке и рисованию (нарисовать ягодки для птичек, солнышко; слепить красные клубочки, огурец).

В результате регулярных занятий в игровой форме можно достичь значительных результатов в:

· развитии детского творчества, воображения, связной речи;

· формировании у детей навыка зрительно выделять цвета предмета;

· узнавании и назывании основных цветов, группировки предметов по цвету.

Совместные игры ребенка со взрослым способствуют установлению доверительных отношений. А также способны заложить надежный фундамент для дальнейшего развития и воспитания.

Библиографический список

1. Роль цвета в жизни ребенка / Л.Д. Шеховцова, И.В. Прокофьева, Р.И. Маркова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 433-435.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.

3. Зворыгина, Е.В., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.

4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 168 с.
2023