Зименкова Н.В. Формирование у детей зрительного восприятия цвета предметов
Библиографическое описание: Зименкова Н.В. Формирование у детей зрительного восприятия цвета предметов // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
Когда мы вырастаем, наша психическая деятельность становится во многом подчинена разуму и регулируется рациональной сферой нашего сознания. Но все мы знаем, что впечатления из детства более яркие, это обусловлено тем, что мир ребенка – мир непосредственных, чувственных образов, и впечатлений. С самого рождения он полностью открыт миру и как губка впитывает внешние воздействия через органы чувств: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения. Конечно, все они оказывают огромное влияние на развитие ребенка.
Свет – это одно из первых явлений действительности, на которое обращают внимание дети. Цвет – это тот же свет, только разной длины волны. Отражаясь от предметов, он попадает на сетчатку глаза, вызывает нервный импульс, который рождает в зрительном отделе головного мозга цветовой образ. И развитие зрительного восприятия малыша во многом связано с его цветовым окружением. Но если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то для выделения цвета требуется сосредоточенность и возникновение чувства интереса.
Сенсорное развитие является важной составляющей полноценного развития детей младшего дошкольного возраста. Оно служит основой познания этого мира, ведь первой ступенью является чувственный опыт и направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, От того насколько ребенок будет видеть, слышать, осязать окружающей его мир будет зависеть успешность его умственного, физического и эстетического развития. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.
О необходимости знакомства детей с цветом говорили такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель. Они же обучали детей в общеобразовательных учреждениях элементам их использования на первоначальных этапах работы. В отечественной педагогике методические аспекты развития способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Л.В. Компанцевой, B.C. Кузина, А.А. Унковского, Г.В. Черемных, А.П. Яшухина и других педагогов.
Часть сенсорного развития – зрительная, в самом начале представляет собой наблюдение за предметами, их формой и цветом. Уже давно доказано, что цвета, окружающие малыша, могут влиять на его поведение и настроение. Одни успокаивают, другие – возбуждают. И даже при выборе цветов мебели, обоев и прочей обстановки в детской спальне лучше не использовать яркое обилие цветов, ведь это будет провоцировать у ребенка психоэмоциональное возбуждение. Отдать предпочтение лучше пастельным цветам. Для игровой зоны можно подобрать «активизирующие» цвета. Для этого лучше использовать на фоне основных тонов в качестве контраста яркие игрушки, картины или вставки на обоях, в разумном количестве. Взгляд ребенка будет цепляться за яркую игрушку.
Первые шаги к умению различать цвета, опознавать оттенки ребенок учится в возрасте года-полутора. Оттенки окружающей обстановки в этот период должны быть спокойными, однотонными. Даже пирамидки лучше в этот период брать из колец одного цвета. Ближе к двум-трем годам уже можно рекомендовать игрушки разного цвета, при этом достаточно если это будут синий, желтый, зеленый и красный цвет, а уже к шестилетнему возрасту дети, обычно, начинают предпочитать яркие краски.
Наиболее благоприятный возраст для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире это 3-4 года. Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального года развития нервно-психической деятельности
В повседневной жизни нужно обращать внимание на цвет одежды, предметов, как дома, так и на улице.
Важно, чтобы ребенок увидел цвет, используя зрительную ориентировку. В раннем возрасте не стоит заставлять ребенка выучивать название всех цветов. Главное, чтобы ребенку удавалось дифференцировать и сравнивать цвета. Начинать определение цветов, лучше сопоставляя цвета путем наложения. Это когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, так ребенку будет проще обнаружить отличие цветов. Знакомить с цветами нужно в следующем порядке: красный – синий, синий - желтый, желтый – зеленый. После того, как ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, можно переходить к заданиям с выбором по образцу, при этом необходимо обозначать название цветов.
Когда ребенок научится узнавать цвет и действовать с ним, можно будет усложнить задачу и перейти к показу предмета с тем, чтобы ребенок называл его цвет.
Что бы ребенку было легче и проще запомнить цвета, надо проводить занятия в увлекательной, игровой форме.
Подобные игры направлены на то, чтобы:
· закрепить умение различать и правильно называть цвета;
· сформировать и закрепить у детей зрительные способы обследования предмета;
· научить группировать предметы по цвету;
· развивать внимание, память, логику;
· воспитывать способность слушать и слышать воспитателя или родителя.
Перечень игр на изучение цветов, а также на развитие логики, внимания и мышления огромен, вот некоторые из них:
Игра «Цветные чашечки и блюдца»
Для игры понадобятся аппликации блюдца и кружки (можно взять детскую посуду).
Даем ребенку кружку, при этом обозначив ее цвет, и просим подобрать блюдце того же цвета.
Например: «Лиза, подбери к этой зеленой кружке зеленое блюдце».
Игра «Цветные домики»
Реквизит: цветные квадраты и треугольники.
Даем ребенку квадрат, при этом обозначив его цвет, и просим подобрать к нему крышу, того же цвета
Например: «Даня, подбери к этому желтому домику желтую крышу».
Игра «Веселые бусины»
Реквизит: круги из бумаги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.
Даем ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности
Игра «Покажи такой же шарик»
Реквизит: разноцветные шарики, стаканчики разных цветов.
Вариант №1
Взрослый раскладывает на столе разноцветные помпоны, выбирает один, обозначая его цвет и просит ребенка найди такой же.
Вариант№2
Взрослый раскладывает на столе разноцветные помпоны и стаканчики.
Просит ребенка положить помпон, обозначая его цвет, в такой же по цвету стаканчик.
Игра «Цветной паровозик»
Реквизит: конструктор и маленькие фигурки зверей.
Строим из конструктора паровозик. Каждый агон определенного цвета.
Взрослый предлагает ребенку посадить зайчика в зеленый вагон, а мишку в синий.
Исследования показывают, что художественно-творческая деятельность – это естественное и увлекательное занятие дошкольников, это самый первый опыт выражения ребенком своего отношения к окружающему миру, это возможность проявления фантазии и творчества.
Поэтому для закрепления результата можно и нужно использовать разные виды деятельности, например занятия по лепке и рисованию (нарисовать ягодки для птичек, солнышко; слепить красные клубочки, огурец).
В результате регулярных занятий в игровой форме можно достичь значительных результатов в:
· развитии детского творчества, воображения, связной речи;
· формировании у детей навыка зрительно выделять цвета предмета;
· узнавании и назывании основных цветов, группировки предметов по цвету.
Совместные игры ребенка со взрослым способствуют установлению доверительных отношений. А также способны заложить надежный фундамент для дальнейшего развития и воспитания.
Библиографический список
1. Роль цвета в жизни ребенка / Л.Д. Шеховцова, И.В. Прокофьева, Р.И. Маркова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 433-435.
2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
3. Зворыгина, Е.В., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 168 с.