НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бабкина Е.Н. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала у детей младшего возраста»

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


На данном практикуме родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: шишки, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, различные шнуровки, «сухие бассейны»- емкости, наполненные фасолью красного и белого цвета, карандаши на конце с веревочкой, различные виды мозаики, бутылочки с узким горлышком для пересыпания круп.
Цель:
Формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в развитии детей младшего возраста. Научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.
Задачи:
1. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста.
2. Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
3. Обогатить методическую копилку для родителей.
Ход мероприятия:
Вступительная часть для родителей.
Уважаемые родители я рада приветствовать Вас у нас в гостях.

Мастер-класс хотелось бы начать с загадки:


Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы).


Действительно, это пальцы.
Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений. Не секрет, что всем родителям хочется видеть своего ребенка талантливым. Существует такой постулат: неталантливых детей нет, все дети способны в чем-то. Одни - рано проявляют свои способности в математике, другие – в технике, в спорте. Третьи - хорошо поют, танцуют, рисуют. И главное, надо успеть взрослому заметить, в чем именно способен ребенок, и в дальнейшем всячески способствовать его развитию.
Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речь и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полугодовалому (Л.Г. Выгодский).
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, то он получает необходимый стимул для развития.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев руки соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать.
- Давайте познакомимся, чем же в свободной деятельности занимаемся с малышами мы:
-«Шнуровка» способствует развитию моторики. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
-«Прищепки» - развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;
-«Веселые мячики» - массажеры, массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук.
-«Коллекция камней» - развиваем мелкую моторику рук, воображение, речь, тактильные ощущения;
-«Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль»- развиваем мелкую моторику рук, зрение.
-«Пересыпаем зерно ложками разного размера»- развиваем мелкую моторику рук, глазомер.
-«Сухой бассейн» - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета.
-«Рисование на манке» - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность.
-«Подбери крышечки» - развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности, изучаем размеры.
-«Сделай ежику иголки» - развиваем мелкую моторику рук, речь, закрепляем цвета. Потихоньку стараемся подружиться с пластилином - но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех. Используем приемы: отщипывания маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков и шариков.
В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры, развивающие мелкую моторику рук.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки - сороки»: Сорока – сорока….
Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить пальчиковым театром, то это подарит много положительных эмоций!
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
·           способствует овладению навыками мелкой моторики;
·           помогает развивать речь;
·           повышает работоспособность головного мозга;
·           развивает внимание, память, мышление;
·           развивает тактильную чувствительность;
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках, стихотворениях. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала предлагаю вам поиграть. Давай разомнем наши уставшие ручки.
Игровое занятие для родителей. Игра с прищепками (с показом).
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Игра с пальчиками «Паучок»...
Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома.
Как еще активизировать пальчики
- Дайте газету, листы бумаги - пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял).
- Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы - пусть перебирает.
- Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
- Упражнения с пробками. Берем крышки от бутылок и надеваем их на 2 пальчика, идем, не отрывая обувь от стола. Можно разложить крышки, пальчики бегают по пианино и т.д.
Особое внимание хотелось бы уделить «Играм-шнуровкам». Одна из них «Бусы». Это настолько увлекательная игра, все детки стремятся сделать бусы для своей любимой мамочки, путем нанизывания макарон на шнурок. А теперь попробуем вместе.
- Игра «Золушка». Пальчиками выбирается и разбирается по цветам фасоль и бусинки, также можно выложить узор. И уже здесь начинается настоящий творческий процесс.
Можно использовать обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый день пальчики, а потом вытирать их полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача или приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите тесто, пельмени пусть ребенок вместе с вами будет выполнять эту работу, польза будет безусловная.
Вы должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Надеюсь, что нашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове-эстафете, которое начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должна …»
Заключение:
Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития мелкой моторики и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от вас и вашей фантазии.
Спасибо за внимание!
Подведение итогов мастер - класса. Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук
Библиографический список:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
2. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 144 с.
2019