Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf
Дошкольное образование, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [1], направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. При этом, как известно, освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В ФГОС ДО так же не предусмотрена четкая система требований к уровню развития детей дошкольного возраста [2]. Существующие требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не могут служить основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Таким образом, оценить качество предоставляемых услуг дошкольного учреждения по результатам освоения дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДОО) не представляется возможным.
Педагогический процесс любого дошкольного образовательного учреждения должен быть ориентирован на обучение, воспитание и развитие каждого обучающегося. Однако объективно отследить динамику психического, физического и интеллектуального развития детей по единым критериям оценки довольно сложно. Возникает потребность в создании такой системы мониторинга качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, которая позволит выстроить педагогическую работу так, чтобы можно было объективно оценить достижения каждого дошкольника в той или иной области по единым критериям. Основной задачей мониторинга в ДОО должно стать определение степени освоения детьми ООП ДОО и оценка качества образовательного процесса дошкольного учреждения, которая в настоящий момент направлена лишь на контроль за созданными в образовательном учреждении условиями (материально-техническими, кадровыми, методическими, педагогическими и т.д.). Помимо контроля за условиями, мониторинг оценки качества деятельности ДОО должен быть ориентирован на оценку качества образовательного процесса по результатам освоения дошкольниками ООП ДОО. Предполагается, что при комплексном мониторинге (по условиям и результатам) возможно будет оценить качество образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.
На уровне образовательно учреждения система оценки качества реализации ООП ДО сможет решить следующие задачи: 1) обеспечение объективной экспертизы образовательной деятельности в процессе оценки качества по результатам освоения ООП ДО; 2) создание преемственности между дошкольным и начальным общим образованием; 3) определение единых критериев оценки качества образовательной деятельности ДОО; 4) повышение качества реализации самой ООП ДО в условиях реализации ФГОС ДО.
Таким образом, предварительный анализ ситуации, сложившейся в практике образования на примере базового дошкольного учреждения и анализ научной литературы по теме исследования позволил выявить противоречия, обусловленные несоответствием между: 1) задачей мониторинга качества дошкольного образования и фактической неразработанностью комплекса мероприятий, направленных на решение данной задачи; 2) запросами дошкольников и их родителей (законных представителей) в получении качественного дошкольного образования при переходе к школьному обучению и недостаточным уровнем контроля качества получаемых услуг.
Одним из методов оценки качества образования и ведущим условием его обеспечения должен стать мониторинг «как процедура сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая обязательно должна быть ориентирована на информационное обеспечение управления, и которая в дальнейшем позволит судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» [3].
Эффективность организации и проведения мониторинга деятельности ДОО «определяется наличием параметров, разработанностью критериев, показателей, технологии принятия управленческих решений по результатам данного мониторинга» [4]. Рассмотрим основные направления внутренней оценки качества образования, ее критерии и показатели. Предлагается выделить три основных направления оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении: качество условий реализации ООП, качество процесса реализации ООП, качество результатов реализации ООП.
Модель проведения процедуры оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении включает:
1. Мониторинг профессионального уровня педагогов ДОО: анализ профессиональной готовности педагогов к работе в ДОО (образование, аттестация, курсы повышения квалификации); рейтинг методической активности; самоанализ педагогической деятельности.
2. Оценка качества организации образовательного процесса: карта наблюдений за деятельностью педагога (так называемый «оперативный мониторинг»), определение затруднений педагогов.
3. Мониторинг предметно-развивающей среды: оценка принципов построения развивающей направленности среды с позиции психогигиены и здоровьесбережения.
4. Мониторинг семьи: опросник - «Удовлетворенность деятельностью ДОО»: анкетирование родителей как партнеров по воспитанию, позволяющий выявить степень удовлетворенности родителей деятельностью ДОО.
Таким образом, в рамках настоящего исследования была разработана анкета «Удовлетворенность деятельностью ДОО» для родителей детей подготовительных групп как партнеров по воспитанию. Анкетирование предоставляет возможность опросить большое число родителей, оно низкозатратно, исключает социально-психологическое влияние на респондентов и позволяет максимально формализовать процедуру сбора информации, что значительно облегчает работу интервьюеров и обработку результатов.
В ходе анкетирования предполагается выделить следующие категории (типажи) родителей дошкольников подготовительной группы:
1. Родители, имеющий высокий уровень компетенции в вопросах оценки качества дошкольного образования (имеющие опыт работы в ДОО, знающие нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ДОО и т.д.) и довольные качеством образования ДОО, в котором учится их ребенок (дети).
2. Родители, имеющий высокий уровень компетенции в вопросах оценки качества дошкольного образования (имеющие опыт работы в ДОО, знающие нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ДОО) и не довольные качеством образования ДОО, в котором учится их ребенок (дети).
3. Родители, имеющий низкий или нулевой уровень компетенции в вопросах оценки качества дошкольного образования и довольные качеством образования ДОО, в котором учится их ребенок (дети).
4. Родители, имеющий низкий или нулевой уровень компетенции в вопросах оценки качества дошкольного образования и не довольные качеством образования ДОО, в котором учится их ребенок (дети).
Для того, чтобы определить удовлетворенность родителей качеством образования и оказываемых услуг в ДОО, предполагается выделить следующие критерии оценки качества деятельности ДОО:
1. Оценка качества условий реализации основной образовательной программы ДОО: субъективная оценка родителей кадрового, материально-технического, медико-социального, учебно-материального, информационно-методического, психолого-педагогического, финансового обеспечения ДОО.
2. Оценка качества процесса реализации основной образовательной программы ДОО: субъективная оценка родителей профессионального мастерство педагогов, организации образовательного процесса, степени их социально-психологической адаптации воспитанников и уровня их эмоционально-психологического благополучия.
3. Оценка качества результатов реализации ООП ДО: субъективная оценка родителей усвоения воспитанниками ООП ДО, учет результатов процесса коррекционной работы, уровня психологической готовности воспитанника к школе, а также степень вовлеченности воспитанников в мероприятия и конкуры.
Анкетирование родителей как партнеров по воспитанию, позволит выявить их степень удовлетворенности качеством деятельности ДОО, провести анализ результатов и их оценку, выявить актуальные проблемы в деятельности ДОО и принять меры по их устранению.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ, ред. от 19.12.20162. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. N 1155.
3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. Ульяновск: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.
4. Никитина Т.А. Оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. N 3(79). C. 122-123.