Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Ложкина Т.В. Применение стратегий чтения на уроках литературы

Библиографическое описание:

Ложкина Т.В. Применение стратегий чтения на уроках литературы // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Чтение в жизни школьников, какое место оно занимает сейчас? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно ознакомиться с социологическими исследованиями в этом направлении, а они показывают, что далеко не первое. Чтение уступило свои позиции компьютерным играм и общению в социальных сетях. Дети изменили свое отношение к книге, им не интересны длинные тексты. Им не хочется тратить, как они ошибочно считают, полезное время на утомительное чтение. Именно эти слова я услышала от моих учеников, когда спросила: «Какую книгу вы сейчас читаете?» Современным подросткам стало тяжело читать и воспринимать прочитанное, к сожалению, это относится и к литературе из школьной программы, которую они обязаны знать. Нынешний ученик в большинстве случаев считает, что его принуждают к чтению. Что же делать? Как изменить ситуацию?

Для себя на уроках я выбрала стратегиальный подход к чтению. Так как считаю его наиболее результативным. Что такое стратегия в учебной деятельности? Она определяется как план совместной деятельности, где больше работает учащийся, но под руководством учителя. По словам Сметанниковой Н.Н.: «Стратегия чтения — это «план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включает в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие “чтец-текст”». Главной задачей учителя является отбор тех стратегий, которые целесообразно использовать в работе с художественными текстами в соответствии с учебной задачей: у школьников необходимо сформировать не только навык самостоятельного чтения, но и понимания содержания литературного произведения, умения извлекать из него нужную информацию, интерпретировать ее, давать критическую оценку. Вот несколько примеров стратегий, которые я применяю на своих уроках, все они взяты из пособия для учителя Н. Н. Сметанниковой:

Предтекстовые стратегии определяют задачи чтения, актуализируют знания школьников, знакомят с ключевыми словами, необходимыми понятиями, обучают умению прогнозировать содержание, мотивируют на чтение. Применяются до прочтения художественных произведений.

1. «Рассечение вопроса» Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

2. «Соревнуемся с писателем» Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов предугадывания содержания произведения. Ученикам дается установка, например: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации».

Текстовые стратегии обучают тому, как выдвигать гипотезу о содержании, подтверждать или опровергать ее, помогают осмыслить прочитанное, развивают рефлексию, по сути, помогают восприятию художественных произведений, обучают их анализу. Текстовые стратегии применяются во время или после чтения. Это могут быть следующие стратегии «Дерево вопросов», «Мозговой штурм», «Спросите автора». Примеры:

1. «Чтение про себя с вопросами» Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

2. «Чтение с остановками» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. По ходу чтения делаются остановки и задаются вопросы на понимание прочитанного и на прогнозирование последующего содержания.

3. «Дневник двойных записей» Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые удивили, напомнили о чем-то, вызвали какие-либо ассоциации; в правой — написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Послетекстовые стратегии обучают интерпретировать художественные произведения и корректировать собственную интерпретацию в соответствии с пониманием авторского замысла, обращать внимание на детали, ключевые слова, идеи, обобщать содержание, составлять свое мнение и аргументировать его. Послетекстовые стратегии применяются во время или после чтения произведений.

1. «Черты характера». Цель: обучение интерпретации текста. Представлен список общих черт характера. Нужно отметить черты характера, которыми обладает герой книги и подтвердить свое мнение эпизодом из книги.

2. «Список тем книги». Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем. Сначала выбираются близкие к личной интерпретации темы из готового списка. К ним добавляются свои темы и объясняется выбор. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения, представляет ее, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаясь или нет с его точкой зрения. Таким образом, учащийся берет на себя ответственность за подготовку темы, отбирает примеры из текста, готовит аргументы в пользу своей интерпретации прочитанного текста, учится защищать свое понимание произведения.

Это далеко не полный список стратегий, предлагаемых в пособии, но их применение на уроках, а так же систематическое вовлечение в чтение обучающихся дома, обязательно будут способствовать привитию любви к чтению у современных подростков.

Библиографический список1. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. М.: БАЛЛАС, 2013. 128 с

2. Сметанникова Н. Н. Стратегия воспитания читателя в культуросозидающей модели образования // Homo legens-3. Сб. статей. М.: Школьная библиотека, 2006. С. 258–277

3. Чудинова В. П. Чтение, жанры и книги, популярные у подростков // Сборник трудов по материалам VI Всероссийской научно-методической конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество». М., 2014
2023