Паршикова Е. И., Кулятова Е. В. НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Знакомство детей с периодической литературой» с включением сюжетно-ролевой игры «Издател
Цель: Создание условий для саморазвития детей посредством их включения в игровую деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры «Издательство газеты». Задачи: Формировать начальные представления о журналистской профессии в издательстве (репортер, фоторепортер, художник – дизайнер редактор), умении договариваться, обсуждать действия всех играющих, слушать собеседника в игре. Развивать связную, диалогическую речь детей, пользоваться мнемотаблицами при составлении вопросов интервьюированным, расширять и активизировать словарный запас, закреплять навыки ведения диалога. Воспитывать у детей бережное отношение к книге, показать её ценность для человечества. Словарная работа: букросинг. периодическая, интервьюирование. Предварительная работа: 1.Беседа о газетах и книгах. 2.Рассматривание книг, различных газет. 3.Беседа с детьми о профессиях людей (репортера фото репортера, редактора, художника- дизайнера) 4.Экскурсия детей в библиотеку. 5.игра в кругу « Задай мне вопрос» 6.игра « Задай вопрос по схеме с символами» 7.игра « Я - репортер» Материал и оборудование: Ширма «Издательство»1 шт.. микрофон 3 шт., фотоаппарат3 шт., карандаши, фломастеры,; атрибуты для игры: листы А4, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, клей, вырезки иллюстраций по рубрикам, салфетки, кисточки для клея, клеенки для работы, иллюстрации ( спорт - плавание, закаливание - зарядка, 8 марта, смешинки, надпись художники – дизайнеры, репортеры, фоторепортеры, компъютер на их столе, эмблемки «любознайки» маленькие на каждый лист газеты, мнемотаблица на экране, столы, стулья для игры) книги, газеты. Ход занятия: Воспитатель: - Ребята я хотела бы с вами посоветоваться. У меня скопилось дома много старых газет и книг. -Что мне с ними делать не подскажите? -ответы детей. Воспитатель: - Давайте вместе разбираться, как поступить с книгами и старыми газетами. Представим, что когда вы вырастите большими и через несколько лет вы столкнетесь со знакомой книгой, я думаю, что вы обрадуетесь ей, она оживит приятные воспоминания, поможет вам вспомнить образы полюбившихся героев книги. Я думаю, вам не захочется выбросить эту книгу. ответы детей. Воспитатель: - Дети, а что пишут в книгах? ответы детей. Воспитатель: - Книги несут в себе историю нашего детства, нашей страны, в книгах пишут о подвигах людей, книга дает знания человеку и многое другое. Книги - это литература навека, особенно если она интересна людям. Мы книги перечитываем, обмениваемся с другими людьми – обмен книгами называется букросинг. Воспитатель: - Я вам сегодня принесла несколько книг и газет. -Давайте их рассмотрим. Воспитатель: - Чем газета отличается от книги? Воспитатель: - А если у людей накапливаются газеты, Что с ними можно сделать? Воспитатель: - О чем можно написать в газете, а в книге? ответы детей. Воспитатель: - Дети, а вы знаете, почему газеты называются периодической литературой? Воспитатель: - Ребята, а в нашем городе выпускают газеты? А в детском саду? Воспитатель: - Дети, а вы хотели, чтобы родители узнали какие события происходят в нашей группе? ответы детей. Воспитатель: - Давайте создадим свою групповую газету? хотите? ответы детей. - Давайте подумаем, что для этого нужно? ответы детей. Воспитатель: - Название нужно дать газете? Ваши предложения. Воспитатель: - Определить сколько раз будет выходить газета сколько раз? 1 раз в месяц Воспитатель: - Какие рубрики будут в нашей газете? о чем будем писать? Воспитатель: - Ребята, а кто работает в редакции, где выпускают газеты? ответы детей (репортер, фотокорреспондент, художники - дизайнеры, главный редактор). Далее дети называют, чем занимается каждый сотрудник. Воспитатель: - А теперь давайте распределим роли. Воспитатель: - Для того чтобы выпустить газету нам нужно прийти на работу в издательство и пройти в кабинет главного редактора. Воспитатель: - Уважаемые сотрудники, перед нами стоит задача: выпустить групповую газету посвященную главному событию месяца Международному Женскому Дню и другим событиям в нашей группе для наших родителей. Но сначала, мы вспомним, как брать интервью. В этом нам поможет схема - таблица. Воспитатель: - Посмотрите на экран, что означает этот знак? и т. д. -Прошу сотрудников редакции подготовить все необходимое и приступить к своим обязанностям. (фотокорреспонденты берут камеры, репортеры берут микрофоны подходят к воспитателю группы берут интервью о 8 марта, а также к медсестре о закаливании и физ. работнику о том, как прошел праздник воды в группе «Любознайки», художники оформители подходят к своим рабочим местам берут листы наклеивают на каждый лист картинку эмблему делают красивую рамку, подписывают или наклеивают название газеты, воспитатель продумывает тексты для газеты отпечатывает, вопросы детей к воспитателю и сотрудникам). Воспитатель: - Завтра ребята я отнесу газету в типографию для верстки, чтобы набрать текст и распечатать и газета вашим родителям будет готова. Воспитатель: - Вам понравилось играть в издательство, что больше всего вам понравилось. А теперь скажите мне, что же пишут в газетах?