Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf
Старший дошкольный возраст сенситивен для развития мотивационной сферы. Мотивация определяет направление личности и побуждения к деятельности. Среди мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив. Его развитие является спецификой мотивационной сферы личности старшего дошкольника. Умственная и физическая активность приобретает более самостоятельный характер. Но уровень её развития не является следствием возраста. По результатам наблюдения и диагностического исследования видно, что не все дети обладают этими качествами в достаточной равной мере.
Одной из успешных технологий коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста является сказкотерапия.
Сказкотерапия - это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) [2, С.6]
Основные задачи сказкотерапии:
- расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребенка;
-стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы;
- отработка саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения;
- устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе, чрезмерных сомнений в правильности своих действий;
- повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя;
- усвоение общепринятых норм общения с другими людьми;
- развитие фантазии и воображения, образного мышления.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева [3]
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я увидела, что формирование инициативности и мотивации к деятельности имеет большое значение.
Таким образом, возникла идея сочинения психокоррекционных сказок, основной идеей которых является формирование мотивации и детской инициативы к предстоящей деятельности.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Представляю сказку «Царство Берендея». Сказка позволяет педагогу достигать целей:
1. Развивать мотивации к занятиям;
2. Развивать детскую инициативу и способности постановки целей деятельности;
3. Развивать умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями;
4. Развивать социального интеллекта у детей;
5. Выявить и поддержать творческие способности детей.
Суть сказки заключается в следующем:
Проблема оформляется в виде сказки понятной и близкой данному возрасту. Рассказ сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует плоскостными фигурками главных героев, от их имени представляет проблемные ситуации. Дети активно участвуют в рассказе сказки: придумывают ее продолжение, пробуют разрешить проблемную ситуацию, подсказывают героям сказки, как надо поступить. История рассказывается детям и вместе с ними обсуждается.
Последним этапом занятия является рефлексия. Дети выделяют главную мысль сказки, отзываются чувствами и желаниями вызванные сказкой. Вывод фиксируется в виде решения к деятельности или принятия правила. Цель работы на этом этапе - вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию.
Занятие включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.
Сказка является началом коррекционно-развивающего блока и преследует разные цели: формирование детской инициативы и мотивации к занятиям, развитие эмоционального и социального интеллекта, нравственности, семейных и социокультурных традиций, сплачивание детского коллектива. Это является одним из ключевых целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного возраста.
Сказку можно использовать как отдельные занятия, так и как вводную часть коррекционно-развивающего блока, постановки проблемной ситуации и принятия целей на занятиях.
«Царство Берендея»
Оборудование: музыкальное сопровождение, карточки с изображением сказочных героев, лист формата А 2, цветные карандаши.Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Кто любит сказки слушать? А кто не любит сказки? Я предлагаю тем кто любит сказки послушать. А кто не любит, садитесь рядом с нами рядом. Вдруг вам понравиться, вы послушаете и с заданием поможете справиться.
Педагог-психолог:
За глубокими морями, за высокими горами стоит Царство-Государство. Живёт там много талантливых людей. Весёлых, трудолюбивых и гостеприимных. Славиться то Царство тем, что живёт в нём Воображение. Днём оно вместе с людьми работает - песни поёт, вечером - сказки рассказывает. Ни одна песня, ни одна сказка не повторяется. Люди его любят и в каждом доме ему рады.
Правит этим царством Царь Берендей. Жадный и завистливый. Поэтому его все боятся, и даже Воображение обходит его стороной. Все песни поют, а Берендей один сидит и завидует.
Захотелось Царю забрать себе Воображение. Чтобы оно ему одному служило. Только не согласилось Воображение Берендею прислуживать. Разозлится Царь и посадил его в темницу каменную. Люди ищут, кличут Воображение - не найдут. В это же время в царстве Скука объявилась. Расхаживает, в каждый двор заглядывает. Вскоре Скука расселилась в каждом доме.
Царь радуется, что у всех плохое настроение. А царство посерело, помрачнело, стало прозрачным и совсем исчезать стало.
А как вы думали? Это сказка. А сказки без воображения не бывает. Ходит теперь по свету Скука. Приходит к тем, кто сказок не знает.
Педагог-психолог: Ребята. А наше воображение с нами? И сказки вы помните? Давайте проверим.
Игра «Пантомима» по сказкам.
Выбирается ведущий. Задание: Изобрази того, кто на картинке. Остальные должны отгадать и сказки называть.
Ведущий меняется.
Рисунок 1. Игра «Пантомима»
Педагог-психолог: Какие вы молодцы ребята. Знаете сказочных героев и сказки помните. Вас Скука точно обойдёт стороной!Интересно, что в сказке было дальше?
Тогда слушайте.
Остался Царь один - одинёшенька. Скука ему только собеседник и друг. Призадумался Царь над тем, что натворил. Спустился в темницу каменную. « Прости меня Воображение, за то, что заточил тебя в темницу тёмную. От того, что ты в гости к людям не ходишь, не могут они песни петь и сказки рассказывать. Пропало всё моё царство-государство. Остался только я и Скука. Помоги, посоветуй - как вернуть сказку, песню и людей талантливых и весёлых».
Сжалилось над ним Воображение: «Хорошо. Помогу я тебе. Если справишься с моими заданиями. Выполнишь – тот час всё вернётся».
Царь обрадовался: « Я стараться буду. А если не получится, то у ребят попрошу помощи. Вы согласны, ребята?»
Педагог-психолог: Ребята. Поможем Царю сказку вернуть?
Дети: Да.
Педагог-психолог: Тогда слушайте задания.
Игра «Танец».
Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует «что хочет». Дети по очереди должны выразить в танце какой-либо образ. Остальные повторяют.
Лучше, если образ они придумают сами. При затруднении можно помочь подсказкой.
Темы для подсказки: станцуй «бабочку», «зайчика», «кошку», «лошадку», «утюг», «конфету», «молоток» и так далее.
Когда дети справятся с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.
Темы для второй части задания: станцуй «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».
Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, в не изображали соответствующие чувства мимикой.
Молодцы ребята! Справились с первым заданием.
Вот вам второе задание:
Игра «Чудесное Царство».
На листе бумаги А2 нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Педагог предлагает нарисовать цветными карандашами Царство Берендея. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Педагог-психолог: Мы выполнили все задания. Помогли Царю Берендею. В тот же час Царство-Государство появилось, стало краше прежнего. А вместе с ним и жители вернулись. С тех пор изменился Царь Берендей. Вместе с людьми работает, песни поёт и хороводы водит. А вечерами сказки свои сочиняет и другие слушает. Воображение заходит в каждый дом и к нам тоже. А Скука где? Никто её больше не видел.
Рефлексия:
-Вам понравилась сказка?
-Какое настроение у вас после сказки?
-Зачем людям нужно воображение?
-Вы умеете воображать и фантазировать? Точно? На следующем занятии покажете?
Литература
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие -- М.: Сфера, 2002 - 510 с.
4. Гришина В.А. Мотивирующие сказки: учебное пособие / В.А. Гришина – Армавир: ООО «Редакция газеты «Армавирские собеседник» подразделение Армавирская типография, 2018г.- 31 с.
Картинки
петух: http://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/412/raskraska-petuh-8.jpg (свободный доступ 24.02.2022 г.)медведь: https://2raskraski.ru/wp-content/uploads/medved-7.jpg (свободный доступ 24.02.2022 г.)
лиса: https://raskrasil.com/wp-content/uploads/raskraska-lisa-dlya-detey-22.jpg (свободный доступ 24.02.2022 г.)
золотая рыбка: https://ped-kopilka.ru/images/photos/669cbb07e9fb16eea868766b5243a712.jpg (свободный доступ 24.02.2022 г.)
зайчик: https://thumbs.dreamstime.com/b/зайцы-7031376.jpg (свободный доступ 24.02.2022 г.)
лягушка: https://srisovki.one/wp-content/uploads/2021/04/1kak_narisovat_lyagushku_1-768x601.jpg(свободный доступ 24.02.2022 г.)