Актуальные вопросы начального общего образования

Беляева Л. В. Бинарный урок музыки и русского языка в 4-м классе на тему «Царит гармония оркестра, царит гармония в словах…»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf

Цель по предмету музыка: познакомить учащихся с составом симфонического оркестра.
Цель по предмету русский язык: закрепить представление о роли имен прилагательных в речи; закрепить навыки работы с текстом; формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях.
Предметные планируемые результаты по предмету музыка:
·         дать представление о группах симфонического оркестра.
·         познакомить со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра.
·         развивать музыкальное мышление, умения сравнивать и сопоставлять музыкальные инструменты в процессе звучания симфонического оркестра.
·         развитие импровизации в доступных для детей формах;
·         совершенствовать певческие умения и навыки.
·         создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Предметные планируемые результаты по русскому языку:
·          знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологические признаки и синтаксическую роль;
·          употреблять прилагательные в речи;
·          определять морфологические признаки прилагательного.
Ход урока:
I Организационный этап
Учитель музыки (УМ): Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята-здравствуйте учитель».
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(УМ): Ребята, сейчас я хочу начать со стихотворение, которое подскажет тему нашего сегодняшнего урока. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: « О чём говорится в стихотворении?»
Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще — и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.
Снова взмах — и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели,
Это звук виолончелей.
Взмах рукой — поет валторна,
Взмах — мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье —
Оркестровое творенье.
УМ: ребята, о чём это стихотворение?
Дети (Д): Об оркестре.
УМ: Посмотрите на тему урока: «Царит гармония оркестра, царит гармония в словах..». Да, вы правильно ответили наш урок посвящён оркестру. Но у нас на уроке 2 учителя Посмотрите на вторую строчку темы урока. О чём мы ещё будем говорить?
Д: О словах
УМ: На урок посвящён двум предметам музыке и русскому языку.
III Актуализация знаний.
УМ: В каждом театре перед представлением можно приобрести программку. У нас тоже есть программка урока. Посмотрите и давайте выполним 1 задание: вставьте пропущенные слова и прочитайте определение -что такое оркестр?
(Дети выполняют задание. Ребёнок читает вслух определение)
УМ: значит, ОРКЕСТР-это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Откуда появился оркестр нам сейчас расскажет Дима.
Сообщение учеников: Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах.
УМ: Какие оркестры мы чаще слушаем на уроке?
Д: Народный и симфонический.
IV Первичное усвоение новых знаний.
УМ: Симфония-с греческого «созвучие». В состав симфонического оркестра входят от 60-100 музыкантов бывает и больше зависит от конкретного музыкального произведения. А что должно звучат созвучно в оркестре?
Д: музыкальные инструменты.
УМ: Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создает согласованное звучание. Ребята, чтобы оркестр играл слажено, гармонично, кто для этого нужен?
Д: Дирижёр.
УМ: В оркестре много инструментов, но есть родственные, которые объединены в группы. Посмотрите какая группа самая большая и нам уже знакомая? Когда появились эти инструменты? Как извлекается звук при игре на этих инструментах?
Д: Группа струнно-смычковая. В эту группу входят скрипки, альты, виолончели и контрабас. Появились эти инструменты 500 лет назад в Италии.
Смычком по струнам играют.
УМ: II группа инструментов это деревянно-духовые. В эту группу входят: флейта, фагот, кларнет и фагот. III группа –медные духовые: труба, тромбон, туба, валторна. Как извлекается звук в каждой группе инструментов?
Д: нужно дуть воздух.
УМ: IV группа ударные: барабаны, тарелки, треугольник. Как извлекается звук в каждой группе инструментов?
Д: при помощи удара по инструментам
УМ: но есть инструменты, которые не входят в состав симфонического оркестра, они называются одиночные-рояль, арфа, орган, челеста.
УМ: сейчас мы познакомимся с композитором Бенджамином Бриттеноми его произведением «Путеводитель по оркестру для молодёжи». Бенджамин Бриттен-английский композитор 20 века. Это произведение Бенджамин Бриттен написал в 1946 году для того, чтобы познакомить всех людей с инструментами симфонического оркестра.
Задание 3-запишите в программку название произведения.
Прослушайте произведение «Путеводитель по оркестру для молодёжи» композитора Бенджамина Бриттена.
Ответьте на вопросы (на слайде):
1 Запишите в программке: в какой последовательности играют группы инструментов?( где все играют, а где отдельная группа)
2 Как изменяется мелодия?
3 Как называется изменение мелодии?
(Дети прослушивают произведение)
Д: Мелодия одинаковая звучит, но у разных инструментов.
Д: Вариации
УМ: мы сейчас с вами сами музыканты оркестра. Вы должны сейчас изобразить как играют на инструментах.
1 ряд- струнно- смычковые инструменты;
2 ряд- деревянно духовые инструменты;
3 ряд медно-духовые инструменты,а 4 группу –ударные инструменты изобразят наши гости.
(Повторное прослушивание + физминутка под видеоконцерт)
Дети выполняют задание.
V Первичное проверка понимания
Учитель начальных классов (УНК):
«…Царит гармония в словах»:
·          Как вы понимаете это выражение?
·          Приведите примеры, когда можно сказать, что слова звучат гармонично.
Я приглашаю вас вспомнить сказку замечательного советского писателя Константина Георгиевича Паустовского. На доске нарисован один из главных героев сказки. Как называется сказка?
Д: на рисунке изображён воробей. Сказка «Растрёпанный воробей»
УНК: давайте проведем эксперимент. Перед вами в программке 5 задание. Прочитайте текст. Что вы можете сказать о тексте?( дети отвечают)
УНК: теперь посмотрите 6 задание в программке. Прочитайте теперь текст. Что теперь можете сказать о тексте. Что изменилось в нем?
Д: в тексте нет прилагательных.
УНК: какую же роль играют имена прилагательные в речи?
Д: дополняют, украшают, делают текст выразительнее.
УНК: выполним задание. Выписать словосочетания имя существительное + имя прилагательное, указать род, число, падеж, обозначить главное слово.
(Дети выполняют 7 задание)
УНК: Давайте попробуем к нашему герою подобрать имена прилагательные. Воробей какой?
УНК: А к кому еще подходят эти прилагательные? О ком можно так сказать?
Д: о людях.
УМ: Давайте споём нашу песню о таких людях.
Песня « Ты человек» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)
VI Первичное закрепление
УНК: Как в русском языке так и в музыке всё должно быть гармонично. Давайте составим синквейн к слову «Оркестр». Постарайтесь подобрать красивые интересные слова.( дети выполняют задание 8 в программе)
VII Информация о домашнем задании
УМ: ваше домашнее задание у вас на столах. Возьмите карточки посмотрите. Задание разной сложности.
·          Самый простой уровень с 1 звёздочкой- нарисовать музыкальный инструмент любой группы инструментов.
·          Средний уровень: найти загадку про инструмент музыкальный с наибольшим количеством прилагательных и оформить её красиво.
·          Сложный уровень - составить кроссворд из слов и терминов нашего урока.
По вашим программкам мы оценим вашу работу на уроке и конечно будем учитывать активность на уроке.
Спасибо всем за урок.
Список литературы:
1Критская Е.Д. Музыка: Учеб. для учащихся 4 кл. нач. шк./Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 4-е изд.-М.: Просвещение, 2004,-127с.: ил.-ISBN 5-09-013511-8.
2 Литературное чтение. 4 класс Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 1/ ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). -3-е изд.-М.: Просвещение, 2015. – 223с.: ил.-(Школа России). – ISBN 978-5-09-035620-6.
2020