Цель по предмету музыка: познакомить учащихся с составом симфонического оркестра. Цель по предмету русский язык: закрепить представление о роли имен прилагательных в речи; закрепить навыки работы с текстом; формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях. Предметные планируемые результаты по предмету музыка: · дать представление о группах симфонического оркестра. · познакомить со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра. · развивать музыкальное мышление, умения сравнивать и сопоставлять музыкальные инструменты в процессе звучания симфонического оркестра. · развитие импровизации в доступных для детей формах; · совершенствовать певческие умения и навыки. · создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся. Предметные планируемые результаты по русскому языку: · знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологические признаки и синтаксическую роль; · употреблять прилагательные в речи; · определять морфологические признаки прилагательного. Ход урока: I Организационный этап Учитель музыки (УМ): Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята-здравствуйте учитель». II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (УМ): Ребята, сейчас я хочу начать со стихотворение, которое подскажет тему нашего сегодняшнего урока. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: « О чём говорится в стихотворении?» Дирижер рукой взмахнул, И раздался странный гул, А за ним протяжный звон, Грохот, гул со всех сторон. Взмах еще — и тишина, И струна звучит одна, Это скрипочка запела, Неуверенно, несмело. Снова взмах — и скрипок море Забурлило в дружном хоре. А затем раздались трели, Это звук виолончелей. Взмах рукой — поет валторна, Взмах — мы слышим звуки горна, Где-то арфы перезвон, И трубы призывный стон. Звуки все наперебой, Но не хаос здесь, не сбой, Здесь звучит произведенье — Оркестровое творенье. УМ: ребята, о чём это стихотворение? Дети (Д): Об оркестре. УМ: Посмотрите на тему урока: «Царит гармония оркестра, царит гармония в словах..». Да, вы правильно ответили наш урок посвящён оркестру. Но у нас на уроке 2 учителя Посмотрите на вторую строчку темы урока. О чём мы ещё будем говорить? Д: О словах УМ: На урок посвящён двум предметам музыке и русскому языку. III Актуализация знаний. УМ: В каждом театре перед представлением можно приобрести программку. У нас тоже есть программка урока. Посмотрите и давайте выполним 1 задание: вставьте пропущенные слова и прочитайте определение -что такое оркестр? (Дети выполняют задание. Ребёнок читает вслух определение) УМ: значит, ОРКЕСТР-это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Откуда появился оркестр нам сейчас расскажет Дима. Сообщение учеников: Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах. УМ: Какие оркестры мы чаще слушаем на уроке? Д: Народный и симфонический. IV Первичное усвоение новых знаний. УМ: Симфония-с греческого «созвучие». В состав симфонического оркестра входят от 60-100 музыкантов бывает и больше зависит от конкретного музыкального произведения. А что должно звучат созвучно в оркестре? Д: музыкальные инструменты. УМ: Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создает согласованное звучание. Ребята, чтобы оркестр играл слажено, гармонично, кто для этого нужен? Д: Дирижёр. УМ: В оркестре много инструментов, но есть родственные, которые объединены в группы. Посмотрите какая группа самая большая и нам уже знакомая? Когда появились эти инструменты? Как извлекается звук при игре на этих инструментах? Д: Группа струнно-смычковая. В эту группу входят скрипки, альты, виолончели и контрабас. Появились эти инструменты 500 лет назад в Италии. Смычком по струнам играют. УМ: II группа инструментов это деревянно-духовые. В эту группу входят: флейта, фагот, кларнет и фагот. III группа –медные духовые: труба, тромбон, туба, валторна. Как извлекается звук в каждой группе инструментов? Д: нужно дуть воздух. УМ: IV группа ударные: барабаны, тарелки, треугольник. Как извлекается звук в каждой группе инструментов? Д: при помощи удара по инструментам УМ: но есть инструменты, которые не входят в состав симфонического оркестра, они называются одиночные-рояль, арфа, орган, челеста. УМ: сейчас мы познакомимся с композитором Бенджамином Бриттеноми его произведением «Путеводитель по оркестру для молодёжи». Бенджамин Бриттен-английский композитор 20 века. Это произведение Бенджамин Бриттен написал в 1946 году для того, чтобы познакомить всех людей с инструментами симфонического оркестра. Задание 3-запишите в программку название произведения. Прослушайте произведение «Путеводитель по оркестру для молодёжи» композитора Бенджамина Бриттена. Ответьте на вопросы (на слайде): 1 Запишите в программке: в какой последовательности играют группы инструментов?( где все играют, а где отдельная группа) 2 Как изменяется мелодия? 3 Как называется изменение мелодии? (Дети прослушивают произведение) Д: Мелодия одинаковая звучит, но у разных инструментов. Д: Вариации УМ: мы сейчас с вами сами музыканты оркестра. Вы должны сейчас изобразить как играют на инструментах. 1 ряд- струнно- смычковые инструменты; 2 ряд- деревянно духовые инструменты; 3 ряд медно-духовые инструменты,а 4 группу –ударные инструменты изобразят наши гости. (Повторное прослушивание + физминутка под видеоконцерт) Дети выполняют задание. V Первичное проверка понимания Учитель начальных классов (УНК): «…Царит гармония в словах»: · Как вы понимаете это выражение? · Приведите примеры, когда можно сказать, что слова звучат гармонично. Я приглашаю вас вспомнить сказку замечательного советского писателя Константина Георгиевича Паустовского. На доске нарисован один из главных героев сказки. Как называется сказка? Д: на рисунке изображён воробей. Сказка «Растрёпанный воробей» УНК: давайте проведем эксперимент. Перед вами в программке 5 задание. Прочитайте текст. Что вы можете сказать о тексте?( дети отвечают) УНК: теперь посмотрите 6 задание в программке. Прочитайте теперь текст. Что теперь можете сказать о тексте. Что изменилось в нем? Д: в тексте нет прилагательных. УНК: какую же роль играют имена прилагательные в речи? Д: дополняют, украшают, делают текст выразительнее. УНК: выполним задание. Выписать словосочетания имя существительное + имя прилагательное, указать род, число, падеж, обозначить главное слово. (Дети выполняют 7 задание) УНК: Давайте попробуем к нашему герою подобрать имена прилагательные. Воробей какой? УНК: А к кому еще подходят эти прилагательные? О ком можно так сказать? Д: о людях. УМ: Давайте споём нашу песню о таких людях. Песня « Ты человек» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина) VI Первичное закрепление УНК: Как в русском языке так и в музыке всё должно быть гармонично. Давайте составим синквейн к слову «Оркестр».Постарайтесь подобрать красивые интересные слова.( дети выполняют задание 8 в программе) VII Информация о домашнем задании УМ: ваше домашнее задание у вас на столах.Возьмите карточки посмотрите. Задание разной сложности. · Самый простой уровень с 1 звёздочкой- нарисовать музыкальный инструмент любой группы инструментов. · Средний уровень: найти загадку про инструмент музыкальный с наибольшим количеством прилагательных и оформить её красиво. · Сложный уровень - составить кроссворд из слов и терминов нашего урока. По вашим программкам мы оценим вашу работу на уроке и конечно будем учитывать активность на уроке. Спасибо всем за урок. Список литературы: 1Критская Е.Д. Музыка: Учеб. для учащихся 4 кл. нач. шк./Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 4-е изд.-М.: Просвещение, 2004,-127с.: ил.-ISBN 5-09-013511-8. 2 Литературное чтение. 4 класс Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 1/ ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). -3-е изд.-М.: Просвещение, 2015. – 223с.: ил.-(Школа России). – ISBN 978-5-09-035620-6.