Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Колпакова К.В. Этапы планирования урока по ФГОС на выявление одаренности младшего школьника

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
В сфере современной жизни у детей падает интерес к образованию.
Задачи у современного образования не только в том чтобы дать базовые знания по предметам, но и выявить одаренных детей для их развития и построения работы с ними.
Существуют различные способы выявления одаренности детей
1.        анализ особых успехов и достижений ученика;
2.        создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
3.        диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
4.        преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;
5.        Внеурочная деятельность
Подобных приемов существует огромное количество. Более конкретно я хочу остановиться на урочной деятельности в рамках вторых федеральных государственных образовательных стандартов, как форме выявления одаренности детей.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Все мы прекрасно знаем, что из года в год основной формой образовательного процесса является урок. Именно на уроке учитель наиболее плотно сотрудничает с учеником, наблюдает за ним. И очень важно на уроке не упустить из вида одаренного ребенка.
Современная жизнь требует от урока новых этапов образовательного процесса.
В современном уроке выделяют 5 основных этапов.
Мотивация
Целеполагание
Планирование
Контроль Самоконтроль
Рефлексия
И на каждом этапе урока существуют различные приемы для выявления одаренности ребенка
Рассмотрим каждый этап более конкретно.
На этапе мотивации существует масса различных заданий направленных на выявление одаренности
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
— создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
— установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Критерии «хочу» и «надо» у одаренного могут быть и на одном уровне с обычными детьми, но поскольку, критерий «могу» у такого ребенка более расширен, он включает в работу остальные два более активно. Ребенок будет стремиться показать то, что он знает больше, чем его одноклассники. Для примера, возьмем Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Например, урок технологии по теме: «Оригами».
-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать?
Так же перед вами предложены другие задания для этапа мотивации
Ассоциативный ряд
Видеосюжет
Диалог
Игра в случайность
Идеальный опрос
Интеллектуальная разминка
Лови ошибку
Лото
Музыкальный фрагмент
Этап целеполагания
Основной целью этапа целеполагания и построения проекта выявленных затруднений является постановки целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.
Одаренному ребенку не составит труда в виду своих психических особенностей, поставить цель на уроке. Здесь способом выявления является наблюдение.
На этапе планирования для детей ставиться проблема, которую необходимо решить.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
— самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения — с помощью предложенного эталона для самопроверки;
Следует обратить внимание на учащихся, которые безошибочно и быстрее других решают эту проблему.
Для выявления одаренных детей на этом этапе можно использовать следующие задания:
Стратегия «Идеал»
И- идентифицируйте проблему
Д- доберитесь до ее сути
Е- есть варианты решения
А- а теперь- за работу!
Л- логические выводы
-Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова КАК.
-Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
-Есть ли хорошие решения? Выбипраются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
-А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
-Любопытно, а как это будет выглядеть на практике?
Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
На этапах самоконтроля и взаимоконтроля
Одаренный ребенок на данном этапе будет выполнять задания быстрее, чем другие, следует обращать внимания и подготовить заранее карточки с усложнённым заданием для того чтобы понять понял ли он хорошо тему урока или же он все-таки одарен. Данные задания не следует давать единожды, эта работа должна проходить систематически. Так же по мимо карточек можно предложить следующее задание:
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.
На этапе Рефлексии обрашать внимание на учащегося который провел более глубогий анализ своей деятельности на уроке, поскольку одаренным детям свойственна самокритичность и самоанализ
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков одаренных учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности, а одаренные обязательно это сделают.
2019-04-10 16:03 2019