НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вергопуло А.А. Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


Актуальность
Современное образование в процессе формирования детской личности опирается не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач... и призвана решать...самую главную - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки.... Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в наше время очень противоречива. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей подлинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса.
На музыкальных занятиях дети слушают разную музыку: и веселую, озорную, и грустную, печальную. Дети сопереживают своим музыкальным персонажам.Бытует мнение, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Действительно, народная музыка является прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей. Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т.д.
Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова и других.
Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия лучших образцов музыкальной классики, тем более успешным становится его развитие. Считаю, что только высокохудожественная классическая музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.
Исходя из актуальности данной темы, определяются задачи данного направления.
Задачи:
1. Приобщение детей к русской и мировой музыкальной культуре.
2. Ознакомление детей с многообразием мира музыки, её особенностях, композиторами, музыкальными жанрами, инструментами, средствами музыкальной выразительности.
3. Развитие эмоциональной сферы детей. Побуждение выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности.
4. Формированию общих знаний о музыке.
5. Обеспечение психологической и педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей в музыкальном образовании детей
ФГОС определяет также целевые ориентиры по художественно-эстетическому развитию быть, которые должны достигнуты на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Для достижения поставленных целевых ориентиров работа проводится по следующим направлениям.
Основные направления работы:
Ø Определение уровня музыкального развития детей.
Ø Разработка перспективно- тематических планов по слушанию- восприятию классической музыки.
Ø Изготовление музыкально- дидактических пособий для занятий.
Ø Разработка тематических планов работы «Музыкальной гостиной».
Ø Проведение консультаций для педагогов.
Ø Проведение консультаций для родителей.
Ø Взаимодействие работы с музыкальной школой.
Основные формы работы по направлению «Классическая музыка»
·          традиционные занятия (раздел «слушание»)
·          интегрированные занятия (праздники, досуги)
·          тематические занятия (занятие «Русский народный оркестр»)
·          встречи с родителями,
·          встречи с учениками музыкальной школы,
·          доминантные занятия (видеоматериал «Симфонический оркестр»)
·          музыкальные гостиные.
Музыкальные гостиные
Одной из форм работы по направлению в области «классическая музыка», являются «Музыкальные гостиные». Музыкальные гостиные проходят в основном форме концертов - бесед. Мне нравится данная форма работы при знакомстве с классической музыкой, т. к. она доступна для детей, используется яркий наглядный материал.
В результате: Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение и хорошее усвоение материала. Музыкальные гостиные мы проводим для всех возрастных групп, начиная с 3-х летнего возраста, т. е. с младшей группы.
Встречи в музыкальной гостиной можно выстроить по темам.
«Путешествие в мир музыки» для детей младшего дошкольного возраста.
1)       «Колыбельной песни добрый свет»
2)       «Музыка и праздник»
3)       «Эта музыка торопит и зовет нас за собой»
«Музыкальные инструменты» для детей среднего дошкольного возраста.
1)       «Рассказы тетушки Трубы»
2)       «История появления скрипки»
3)       «Его величество рояль»
«Великие имена» для детей старшего дошкольного возраста.

1)       «Вечер старинной музыки»
2)       «В гости к музыке Э.Грига»
3)       «Чайковский и его музыка»

«Времена года в произведениях поэтов, художников, композиторов» для детей подготовительной к школе группе.
1)       «Уж небо осенью дышало»
2)       «Волшебная зима»
3)       «Весенние фантазии»
Чтобы встречи проходили интереснее и плодотворнее мы привлекаем к участию учащихся и преподавателей музыкальной школы им. Иванова-Крамского. Дети «вживую» знакомятся со звучанием музыкальных инструментов: скрипки, баяна, трубы, аккордеона, вокальной музыкой. Встречи с «живой музыкой» вызывают у детей эмоциональный отклик и позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников - воспитание культурного слушателя и зрителя.
Необходимым условием работы с детьми является тесное сотрудничество с родителями, которых мы знакомим, советуем – какую музыку слушать дома. Родители, посещая «Музыкальную гостиную» вместе с детьми, становятся активными слушателями классической музыки, они начинают понимать важность музыкального образования ребенка.
Таким образом, на этапе завершения у детей
Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений приносит большую пользу. Дети любят музыку, у них развитый слух, есть потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах — разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. А её необходимо прививать детям начиная с раннего возраста.
Список используемой литературы:
1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.,1947.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.
3. К.Орф Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с.21.
4. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №5-1992 год. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре.
6. Шацкая В.Н. “Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества” - М., 1975.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - с. 108.
2018