Исследовательская и проектная деятельность

Незговорова М.С., Браусова М.В. Образовательный проект с использованием метода буктрейлера «Если бы я был деревом»

Библиографическое описание:
Незговорова М.С., Браусова М.В. Образовательный проект с использованием метода буктрейлера «Если бы я был деревом» // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Вид проекта: познавательно-исследовательский экологический проект.

Продолжительность: долгосрочный (с октября 2022 г. по октябрь 2023 г.)

Актуальность: На протяжении всей истории своего существования человечество живет рядом с удивительными существами – деревьями. Каждый знает, что деревья – это легкие земли, источник кислорода воздуха, источник здоровья людей. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы – наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почвы от промышленности и транспорта во всем мире. Важно не только знать об этом, необходимо научиться общими усилиями сохранять то, что дает нам природа.

Цель: Разработка инновационных форм, методов и системы работы с детьми, родителями и социальными партнерами по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного, ценностного отношения к деревьям.

Новизна: Новизна проекта заключается в разработке и апробации новой модели взаимодействия участников образовательного процесса по экологическому воспитанию и открытости – включение новых социальных партнеров.

Задачи:

- развивать познавательно-поисковую активность у всех участников образовательного проекта;

- формировать представление о взаимосвязи всего живого на планете;

- воспитывать чувство любви, ответственности, и бережного отношения к природе своего края, своей страны и планеты в целом у всех участников образовательного проекта.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, социальные партнеры.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Этапы реализации проекта, формы и методы работы

Проблемная ситуация: на территории детского сада спилили ветки деревьев и кустарников, возникли вопросы: - Можно ли спиливать деревья и их ветки?

- Почему? - Зачем нужны деревья?

Подготовительный этап:

Работа с детьми: - заинтересовать проблемой, выяснить представления о деревьях; - экскурсии, целевые прогулки на территории детского сада; - наблюдение за погодными явлениями и их влиянии на состояние деревьев; - рассматривание карты района в далеком прошлом и в настоящее время.

Работа с родителями: - анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности «Экологическая почта»; - привлечение родителей к трудовой деятельности.

Задачи первого этапа:

1. Изучить и проанализировать опыт семейного экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

2. Выявить затруднения у родителей по вопросам экологического воспитания и образования детей.

3. При составлении плана работы над проектом «Если бы я был деревом» поддерживать инициативу детей и родителей.

Основной этап реализации проекта:

Привлечение семей воспитанников к созданию рекламного агентства «Мое любимое дерево».

Реклама – обычно, это информация, которая имеет необычную привлекательную форму. Она может быть текстовой, реклама-плакат, или видеоролик. Чтобы составить рекламу, каждая семья выбирает дерево, которое ей по душе и рассказывает о нем, так, чтобы всем было интересно узнать о нем, как можно больше. В нашем проекте представлены все виды рекламы.

Экологические знаки «Останавливающий взгляд» Ай-стоппер, в переводе с английского «останавливающий взгляд» – необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. В нашем случае, ай-стопперы – экологические знаки, но не запрещающие, а объясняющие. Часть родителей изготовила такие знаки: - «Птичья столовая» - знак призывает «Не проходите мимо! Покормите птиц!» - «Место для уборки мусора» - знак, указывающий на место, где в лесу лучше оставлять мусор. - «Костровище» - знак указывает туристам на специально оборудованное место, где можно развести костер, не причиняя вреда лесу и избегая угрозы пожара. - «Лесная аптека» - знак, который разъясняет, где разрешено собирать лекарственные растения.

Мини-музеи «Чудо-дерево» Задача мини-музеев, созданных в группе - познакомить детей со свойствами и разнообразием деревьев, с изделиями из древесины, ремеслами. Одновременно с этим, показать детям какую роль играют деревья в жизни людей. В коллекции группы: «Мини-музей деревянного зодчества»; «Мини-музей музыкальных инструментов из дерева»; «Мини-музей деревянной посуды»; «Мини-музей деревянной игрушки».

Экологические акции с привлечением родителей. Эко-акция. Для того, чтобы ребенок и взрослый почувствовал ответственность за состояние окружающей среды, чтобы стало понятным, что каждый из нас способен изменить мир в лучшую сторону, мы используем в своей работе акции, которые направлены на формирование активной жизненной позиции.

Акции: «Не оставим без дворца, ни синицу, ни скворца!»; «Экомобиль»; «Чистый двор!»; «Когда деревья были большими!»

Акция - это возможность участия в проекте всех субъектов образовательного процесса. Развивает коллективизм, сотрудничество, умение вести диалог.

Метеобюро прогнозов «Природные синоптики» Цель создания такого бюро – заинтересовать информацией о деревьях-барометрах Ленинградской области, вызвать желание наблюдать за ними, фиксировать наблюдения, сравнивать их. Как результат – создание гербария – деревья-синоптики на участке детского сада.

Дети очень любят превращаться в деревья, искать листья, прятаться среди стволов, отгадывать загадки, одним словом, любят играть. Так у нас собралась игротека «Диалог с природой».

Метод экологической идентификации. Игровой прием «превращения» в образы. Когда ребенок соотносит себя с каким-либо природным объектом или явлением. Например, «превращается» в птицу, которая свила гнездо в ветвях дерева. При этом ребенок рассказывает, как она обустраивает свой дом, что для нее значит это дерево. Или, с наступлением осени всё живое подготавливается к зиме. Гусеницы, бабочки забиваются в укромные места — дупла деревьев, под отставшую от стволов кору. Предлагаем ребенку «превратиться» в насекомое и придумать свой рассказ. Интересно, а что ощущает само дерево, которое становится домом для многих и многих насекомых, животных и растений? Можно предложить ребенку стать таким деревом, взять у него интервью. Побывав в роли объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с большим вниманием и любовью.

Этюды-превращения. Поскольку, деревья – крупные объекты, ребенку достаточно просто представить его другом. На прогулке можно предложить ребенку пластический этюд, например, «Я – молодое деревце, тянущееся к солнцу», «Я – дерево мама, рядом с которым подрастают маленькие деревца», Я - сломанное дерево…», «Я – дерево после дождя…» или «Я – цветущее дерево…». Такие задания развивают чувство эмпатии, эмоциональную сферу у детей.

Экологический сторисек. Экологический сторисек - «мешочек историй». Достаточно интересная современная форма работы с детьми. Это может быть или рюкзачок, или сумка, внутри которой может быть хорошо иллюстрированная книга, например, энциклопедия, аудиодиск, реквизит, корм для птиц, развивающие игры, например, любимая экологическая игра «Этажи леса».

Выставки-конкурсы «Наши руки не знают скуки!» Цель: укреплять детско-родительские отношения посредством организации совместной деятельности экологической направленности. Например, выставка-конкурс поделок на тему «Осенняя сказка». Родителям было предложено изготовить совместно с детьми осеннюю поделку используя всевозможные природные материалы. Каждая творческая работа должна была сопровождаться небольшим литературным произведением собственного сочинения - осенней сказкой. Каждая работа оказалась неповторима!

Стендбук «Поющее дерево». Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, к деревьям, как результат – могут исчезнуть многие виды птиц, в том числе. Ведь в природе все взаимосвязано. Уже сейчас, каждый год, на территории нашей страны бушуют пожары, горят леса. А ведь леса – это дом для многих живых существ. Стендбук дает возможность услышать голоса птиц, их прекрасное пение, почувствовать красоту, которую мы можем потерять. А для того, чтобы это не случилось - надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

Ценность пособия состоит в возможности применения его педагогом в процессе организации занятий по экологическому воспитанию, проведению квестов, игры-викторины, экологической тропы и т.д. Дети с увлечение рассматривают птиц, слушают их пение, используя QR-код.

Взаимодействие с социальными партнерами «Мы – вместе!»

Акция «Экомобиль». В рамках весеннего субботника в детский садик приезжал Экомобиль. Его назначение – сбор сырья, старых резиновых шин, которые затем поступают на обезвреживание и безопасную утилизацию.

Библиотека Сотрудничество с библиотекой дает нам возможность решать многие важные задачи. В том числе, экологического, краеведческого направления. Например, контакты с библиотекой помогают нам в работе над краеведческим пособием «Понтонный букварь».

Экскурсия в библиотеку «Природа нашего края. Родная сторона»

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Эко-просветительская работа - очень важное направление современного мира, особенно она актуальна в работе с подрастающим поколением. Данное сотрудничество помогает нашему детскому саду подготовить ребят по данному направлению, коллеги регулярно приезжают к нам со спектаклями экологической направленности, мероприятия занимательные, вызывающие понимание и отклик у детей.

Проект «Кедры России. Посади дерево». Наш новый социальный партнер – Ленинградский кедровый питомник. Мы решили присоединиться к экологическому проекту «Кедры России», поскольку задачи, которые они решают, для нас также значимы и важны:

«…Формирование у подрастающего поколения и взрослых трепетного отношения к экологии, привития чувства личной ответственности за состояние экологии территории, где они проживают, своего региона и Российской Федерации в целом, посредством вовлечения детей и взрослых для посадки саженцев.

Наверное, уже невозможно коренным образом изменить психологию взрослых людей, но работая с детьми начиная с детсадовского возраста и продолжая эту работу с этими же детьми, перешедшими в новую жизнь – в школу, к окончанию школы нам удастся сформировать личность с устойчивой жизненной позицией человека, понимающего роль экологии и своё предназначение на Земле, осознающего свою ответственность за, что какое наследие и память мы оставим своим потомкам.

Именно эта грандиозная задача по формированию ЛИЧНОСТИ СПОСОБНОЙ В БУДУЩЕМ ОБЕСПЕЧИТЬ БАЛАНС В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ, является краеугольным камнем настоящего проекта».

Заключительный этап

Первое – проведение с родителями игры-викторины «Путешествие в экологию прошлого и настоящего земли Ижорской» и презентация краеведческого пособия «Понтонный букварь».

Цель: повышение уровня экологической компетентности родителей и роли семьи в воспитании любви к природе родного края.

Актуальность: краеведческое исследование «Что было – что стало?» Как изменилась экологическая обстановка в нашем районе города, почему, и как каждый из нас может сделать ее лучше.

Второе - создание буктрейлера по книге Татьяны Пироженко «Семейное древо. Моя семья и я».

Актуальность, новизна, значимость:

В ходе работы над созданием своего семейного древа дети и родители развивают свои творческие и исследовательские способности. Дети приобретают навыки поиска и сбора информации, умение анализировать, а также презентовать свои работы.

Как дерево живет и питается всем необходимым за счет своих корней, так и семейное древо живо, благодаря нашим далеким предкам, которые дали возможность новым поколениям жить, развиваться и процветать!

Литература:

1. Рец. О.Л. Зверева, А. Г. Рындина «Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета», СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

2. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.ТЦ «Сфера» 2009.

3. С.Н. Николаева «Теория и методика экологического образования детей» М. Издательский центр «Академия», 2002.

4. З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников», М.ТЦ «Сфера» 2011.

5. Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно!», М. Линка - Пресс 2004.

6. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» М, 2006.

7. М.Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство-пресс 2010.

Интернет-ресурсы: @znaniya_detyam, ekoznaykasad.

Используемые программы при создании: презентации - Micrisoft Power Point 2010, видео - VegasPro-13.0.545, Wondershare Filmora.

При создании буктрейлера использовались стихотворения воспитателя

Незговоровой М. С. «Эта книга о семье…», «Росточек – наша семья»,

«Красивое деревце нашей семьи».
2024-03-06 09:19 2024