НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Антипова И.И. Педагогические условия организации дидактических игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями

Библиографическое описание:
Антипова И.И. Педагогические условия организации дидактических игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

В отечественной психологии и педагогике игра дошкольников рассматривается как ведущая деятельность, в которой формируются основные для данного возраста психологические новообразования, необходимые для следующей, более высокой ступени развития детей. В связи с этим правильное решение проблемы педагогики игры в детском саду имеет особое значение.

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игр, в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их значение, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные и практические. Но методика игр своеобразна. Организация их педагогом осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

-углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в группе или на участке;

-определение количества игроков;

-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

-подготовка детей к игре: обогащение их знаниями представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

-показ игровых действий, в процессе которого воспитатель детей учит правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

-определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

При подведение итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает, у детей понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру она будет тоже интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня. Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения, какие примы оказались эффективными в достижение поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс поведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритический анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру обогащать её новым материалом в последующей работе.

Дидактические игры кратковременны (10-20 минут) и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность детей, не падал интерес к поставленной задаче. В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать задачу по легче, другому можно сложнее; одному можно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельное решение. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать задачу, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается почаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

Подробнее остановимся на методике организации дидактических игр старших группах. Педагог, руководя играми старших дошкольников, учитывает возросшие возможности. В этом возрасте свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности детей. Возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребёнком умственной работы – понимании, процесс, который строится на анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится всё более детальным, а синтез всё более обобщённым и точным. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое: приобрести новые знания, новые способы умственных действий.

При отборе игры главное внимание обращать на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли. Отбирая предметы, материалы для игр воспитатель также учитывает изменения в мыслительных процессах детей, поэтому основные признаки различия для игр менее заметны, иногда скрыты за внешней их схожестью. И, наоборот, за внешними различиями предметов необходимо бывает обнаружить и сходство.

При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Но и здесь он чётко эмоционально знакомит, детей с новой игрой её содержанием правилами действиями уточняет, их понимание играющими вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить насколько её правила усвоены. Затем предлагает поиграть, самостоятельно при этом на первых порах следит, за ходом игры выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях. Однако не все игры требуют активного участия воспитателя. Иногда он может ограничиться лишь объяснением правил игры до её начала. Дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя. Как закончить игру? (это важно для того чтобы дети вновь захотели в неё играть). Разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте игры, которая будет в следующий раз.

Очень важно самому воспитателю проанализировать игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умение играть в неё, всё ли было предусмотрено в организации обстановки и самое главное достаточно ли были активны в игре все дети, какие нравственные качества сформировались; например, радость не только от своих успехов, но и от удачных действий товарищей, умение подчинить своё поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками.

Организация дидактических игр детей старшей группы требует, таким образом, от воспитателя большой, продуманной работы и в процессе подготовки к их проведению. Обеспечение самостоятельности построения дошкольниками своей познавательной деятельности. В некоторых дошкольных учреждениях воспитатели, полагая, что они учат играть, жестко регламентируют игровую деятельность детей: дают тему, подбирают необходимый материал, заранее распределяют роли, следят за тем, чтобы дети не отступали от плана игры. В таких случаях дети не проявляют активности, заинтересованности, своего отношения к ней, стараются быстрее освободиться от выполнения игровых действий.

Создание в этой познавательной деятельности взрослыми игрового контекста. Важное, значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности, таинственности. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что – то новое, интересное и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. Постановка в игровом контексте взрослым в косвенных формах интеллектуальных задач. Дидактическая игра должна быть направлена на решение этих задач.

Обеспечение дошкольников дидактическим материалом. Ассортимент игрового материала часто бывает, беден, что вовсе не зависит от недостатка средств. Нередко, воспитывая бережное отношение к игрушкам, их превращают в музейную вещь. Отрицательно сказывается и неразумное размещение игрового материала. Обогащение детей соответствующими знаниями. Воспитатель может давать новые игры в том случае, если у ребят имеются необходимые для решения игровых задач знания.

Организация обстановки для игры. Большое значение имеет правильно продумать, где будут сидеть, и двигаться дети, где будут прятать предметы, куда положить материалы для игры.

На наш взгляд наиболее важные условия организации дидактических

игр это:

· обеспечение самостоятельности построения дошкольниками своей познавательной деятельности;

· создание взрослыми в познавательной деятельности игрового контекста;

· постановка в игровом контексте взрослыми в косвенных формах интеллектуальных задач;

· обеспечение дидактического материала;

· обогащение детей соответствующими знаниями.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. В течение последних лет большое внимание уделяется использования дидактических игр в процессе обучения и воспитания. Считается, что успешное решение образовательных задач в процессе использования дидактических игр возможно лишь при умелом её руководстве и соблюдении ряда условий её организации.

Наблюдая за жизнью детей в детском саду, воспитатели заметили, как изменилось их отношение к дидактическим играм. Дети самостоятельно стали организовывать их, формулировать и придумывать новые правила. Каждый в игре пытался принять участие, победить. Дети напрягают свою память, стараются внимательно слушать объяснения воспитателей, при организации новой игры. Дети стали более самостоятельны в выборе игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре, также показали умение доказывать правильное своего решения, суждения. Многие дети показали высокий уровень умения группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливать простейшие причинные связи в знакомых явлениях. Особый интерес у детей вызвали игры, активирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач.

Таким образом, соблюдая условия организации игр детей, руководя ими, воспитатель на протяжении всего учебного года с помощью них развивает сенсорные способности ребят, обогащение знания о природе и предметах окружающего мира, совершенствует развитие психологических процессов, восприятия, ощущения, мышления, речи, памяти, воли. У детей в процессе дидактических игр постепенно накапливаются качества отвлеченного логического мышления.
2023