Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Сухорукова И.М. Развитие познавательного интереса на уроках музыки в общеобразовательной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Развитие познавательного интереса к искусству – одна из значимых задач предметов художественно – эстетического цикла. Важную роль в данном процессе играет предмет «Музыка», главная цель которого – пробудить любовь, обучающихся к музыкальному искусству. По мнению учёных, познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметному содержанию, к процессу овладения знаниями. Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов обучения. Активность деятельности ученика, не стимулируемая познавательным интересом, постепенно снижается. Следовательно, познавательный интерес – одно из непременных условий организации деятельности обучающегося на уроках музыки. В свою очередь учебная деятельность является источником и целью познавательного интереса.
Познавательный интерес и учебная деятельность – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Организуя учебную деятельность на уроках музыки в общеобразовательной школе, следует учитывать качества познавательного интереса. Он представляет собой сплав ряда процессов, важных для развития личности – интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. Наиболее значимыми проявлениями познавательного интереса являются такие показатели интеллектуальной активности, как вопросы, которые несут подлинно познавательный смысл, стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности; желание высказать свою точку зрения; активное оперирование приобретёнными знаниями и умениями; стремление поделиться с другими своей информацией.
Другими показателями познавательного интереса являются следующие эмоциональные и волевые проявления: удивление, ожидание нового, чувство успеха, чувство интеллектуальной радости и др.
Наиболее важными условиями развития познавательного интереса на уроках музыки являются максимальная опора на активную мыслительную деятельность обучаемых, ведение учебного процесса на оптимальном уровне общего и музыкального развития школьников, создание благоприятной эмоциональной атмосферы обучения, положительного эмоционального тонуса и др.
К источникам стимуляции познавательного интереса относятся содержание учебного материала, которое несёт обучающимся новую или отчасти новую информацию, введение исторического аспекта в анализ музыкальных произведений (например, сведений об истории написания музыки, биографических данных и др.), поисковая направленность познавательной деятельности, наличие критического подхода к суждению других, независимость собственных суждений и др.
К ведущим методам развития познавательного интереса школьников на уроках музыки относят: продуктивные методы обучения (проблемные, исследовательские, частично – поисковые), а также современные методы музыкального воспитания (метод моделирования художественно – творческого процесса, метод пластического интонирования, методы аудиального развития – пластическое, ритмическое, тембральное, мелодическое, вербальное фантазирование).
Итак, познавательный интерес играет важную роль в процессе музыкального образования обучающихся, воспитания их любви к музыке. Развивая его, учитель музыки стимулирует интерес учащихся, к музыкальному искусству.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — Л., 1973. — 145 с.
2.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. — 142 с.
3.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. — М., 1985. — 142 с.
4.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983.
5.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. / В. В. Давыдов. — М: Педагогика, 1986. — 240с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А. Н. Леонтьев. — М., 1960. — 241 с.
7.Морозова З.П. Основы формирования познавательной музыкальной потребности школьника-подростка. / З. П. Морозова. — М., 19, С. 111−121.
8.Мухина В. С. Детская психология/В.С. Мухина. — М: Просвещение, 1985. — 92 с.
9.Педагогика: большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. — М., 2005. -720 с.
10. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. — М., 1958. — 564 с.
11.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. /Н.Ф. Талызина. — М., 1998.
12.Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности / Г. С Тарасов. — М.: Наука, 1979. — 191 с.
13.Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1982. — 202 с.
2017