Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Немченко И. А., Чернецова Р. В., Четверкина Е. П. Актуальные проблемы в образовании

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В современной российской действительности проблемы в образовании приобрели особую актуальность по причине затяжного социального переустройства страны. Изменившееся общество начинает функционировать в новых личностях. Не одно поколение российских людей выросло в условиях нестабильности.
Современный мир характеризуется интенсивным расширением контактов, быстро возрастающей теанизацией (компьютеризацией, информатизацией). Все это в корне изменило направленность современной личности, психический ее облик.
Термин «проблема» в образовании в данном случае у нас употребляется для обозначения чего – то значительного, противоречивого. В системе образования существует большое количество актуальных вопросов и проблем. Они являются комплексными, социальными. Существующая система образования на сегодняшний день переживает сложные времена. Ранее созданная система образования разрушена, а пришедшие европейские стандарты внедряются не на подготовленную почву. Необходимо полностью пересмотреть существующие программы, методическую и учебную литературу, подготовку кадров.
Важно построить систему образования таким образом, чтобы делался упор не только на получение теоретических знаний, а на практические умения и навыки.
Из – за недостаточности финансирования наблюдается нехватка квалифицированных кадров. Многие педагоги не желают работать за ту заработную плату, которую предоставляет им государство. Находят частные учебные заведения, занимаются репетиторством.
Оборудования учебных заведений требуют обновлений и финансовых вложений.
В настоящее время школа не в состоянии дать необходимый уровень знаний, предъявляемый ВУЗом, т. е. следующей ступенью образования.
Не каждая семья способна нанять репетиторов для подготовки к успешной сдачи ЕГЭ.
Выросло число частных ВУЗов, полученное образование в которых в основном не дает никаких теоретических и практических знаний по выбранной специальности. Обучение ради получения диплома.
Денежные поборы в учебных заведениях, взятки за зачеты, экзамены способствуют процветанию коррупции. На сегодняшний день можно купить диплом о высшем образовании через интернет.
Не хватает рабочих кадров, не престижно стало обучаться в техникумах. Проблемы актуальны. Их актуальность в том, что изменения, происходящие в современном обществе в настоящий момент времени начинают приобретать все более глобальное значение. Образование не может находиться без изменений, так как представляет собой немаловажную часть социальной системы.
Практическое решение этих проблем требует глубокого научного осмысления. Необходимо дать ответ на вопрос о том, как именно сформировать гибкость у педагогов в рамках профессиональной педагогической деятельности, готовность к инновационным изменениям, иными словами, решить проблемы теории психологии в образовательной области.
Самый обыденный способ – это приобретение опыта на основании проб и ошибок.
Неотъемлемой составляющей образования является воспитание – деятельность, направленная на развитие личности. Воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества России. Однако уже сегодня имеются ряд противоречий в организации воспитательного процесса. Возрастают потребности общества в хорошо обученной и воспитанной молодежи. Современное воспитание располагает арсеналом научных теорий, систем, моделей новых форм воспитательной деятельности, но недостаточно отработаны механизмы внедрения данных разработок в практику.
Сегодня перед Россией стоит задача достижения приоритетности образования и превращение его в российском менталитете в ценность. Задача имеет стратегическое значение. Только при условии ее успешного решения образование может выступить как ресурс повышения конкурентоспособности личности, общества и государства. В связи с этим важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе обретения подлинного призвания.
Процесс гуманизации тормозится обострением противоречий между провозглашением необходимости гуманизации воспитания подрастающего поколения и традиционной системой воспитания, в которой ребенок все еще рассматривается как объект педагогического воздействия, между общественной потребностью в такой системе воспитания, которая обеспечивала бы достоинство и свободу личности ребенка и недостаточной разработанностью содержания и методики воспитательной деятельности педагога, обеспечивающих реализацию этих идей в массовой педагогической практике.
Для нынешнего общества характерно нарастание определенных рисков: - кризис семьи (неполная семья, семья с антисоциальной атмосферой); - рост нарушений морального и нравственного развития личности, увеличивающий вероятность взаимодействия подростков с криминальными слоями общества; - нарастание агрессивно – насильственного поведения подростков (деструктивные действия, антисоциальное сексуальное поведение, ранняя наркотизация и совершаемые в связи с этим противоправные действия); - рост детской и подростковой преступности; - снижение возрастной границы раннего алкоголизма, распространение наркомании и токсикомании;
- личностная незрелость, включая моральную незрелость; - неадекватные стратегии совладения подростков и молодежи с трудными жизненными ситуациями.
У современного ученика наблюдаются: дефицит произвольности в умственной и двигательной сфере; недостаток коммуникативных навыков; частое проявление агрессивности по отношению к сверстникам; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; низкое развитие мотивационно – потребностной сферы; неразвитость любознательности и воображения как недостаток игровой деятельности; увеличение количества детей, принимающих антидепрессанты; постановка детям диагнозов, которые ставили раньше только взрослым; тенденция роста числа детей с повышенной тревожностью, агрессивностью, страхами (действие компьютерных игр, которое уводит от реальности, снижает контроль ребенка за поведением, ведет к формированию зависимостей).
В целях уменьшения социальных рисков необходимы принципиально иные подходы к созданию стандартов общего образования – это системно – деятельный подход, в котором выделяются две неотъемлемые характеристики – стандартизация и вариативность образования.
Эволюционный смысл стандартизации заключается в обеспечении устойчивости процесса трансляции образов познания, присущих данному уровню развития цивилизации.
Эволюционный смысл вариативности образования заключается в наращивании творческого потенциала подрастающих поколений. Именно вариативность образования является необходимым условием расширения возможностей саморазвития личности при решении жизненных задач в ситуации роста разнообразия.
Еще Л.Н.Толстой писал: «В школе не должно быть предусмотренных ранее программ, учебных планов, методов, средств вне учета интересов и желаний детей, их родителей и наличия соответствующих педагогов, любящих и хорошо знающих свой предмет». Сегодня идеи писателя находят воплощение в дополнительном образовании.
Дополнительное образование как часть общего образования позволяет учащемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя. Дополнительное образование дает ребенку возможность почувствовать себя успешным независимо от академической успеваемости в общеобразовательной школе. Дополнительное образование детей сегодня приобретает новый статус. Дополнительное образование можно определить как часть социального пространства, главной функцией которого является формирование будущего поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности.
Сегодня ключевая задача системы образования – создать психолого – педагогические условия для формирования социально активной гражданской позиции учащейся молодежи в условиях многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства каждого ребенка.

Библиографический список

1. Васильев, Игорь Актуальные проблемы российского образования: социологическая мозаика / Игорь Васильев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014.
2. Жарикова, Людмила Актуальные проблемы педагогики непрерывного образования / Людмила Жарикова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.
3. Кудряшов А.В., Егоров Д.Е. Проблемы современного образования // Научный журнал Дискурс. - 2019. - № 4 (30).
4. Титова, Наталия Актуальные проблемы образования в современном российском социуме / Наталия Титова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014.
2021-12-23 16:03 2021