Все мы знаем сказку про Машеньку и трех медведей. Так вот, Машенька пошла в лес и заблудилась. Увидев домик на лесной опушке, она вошла в него. На столе стояли три чашки с кашей. Машенька сначала попробовала кашу в первой чашке – она была слишком холодной, во второй - слишком горячей, а в третьей - в самый раз. Такая же история повторилась и со стульями: первый стул был слишком жестким, второй – слишком мягким, зато третий – в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась «в самый раз». Не зря говорят: сказка ложь, да в ней намек. Какой же урок несет нам, взрослым, эта сказка? Сейчас много говорят о правильной организации предметно-окружающей среды. И главная идея этой сказки: все, что окружает ребенка должно быть для него «в самый раз». В своей работе мы стремимся воплотить замечательные идеи М. Монтессори по организации предметно-окружающей среды. В основе Монтессори-«философии» заложена вера в то, что каждый ребенок может стать «Моцартом» или «Пикассо», если, конечно, все в окружающей ребенка среде будет «как раз». Подбирая материал и игры для группы, мы ставим перед собой ряд задач: обеспечить психофизическое, личностное и интеллектуальное развитие детей, сформировать высокую мотивацию к познавательной деятельности, создавать комфортную психологическую среду, способствующую исчезновению психосоматических причин для заболеваний. При организации среды мы придерживаемся следующих принципов: 1. Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя помещение, оборудованное с учетом детских возможностей, культурных и национальных традиций, эстетических требований; 2. Организация свободной деятельности, обеспечивающей для ребенка свободу выбора материала, времени и продолжительности работы, места для работы, партнера или партнеров, свободу общения с педагогом, другими детьми и взрослыми; 3. Соблюдение правил: С материалом дружит тот, первым кто его берет; Пользуйся свободой, но не мешай другим; Материал мы бережем и на место все кладем; Не мешаем мы другим, очень тихо говорим. 4. Поддержание порядка в среде; 5. Создание атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятие каждого ребенка. Дошкольное детство является сенситивным периодом в развитии языка. Мы хотим поделиться опытом организации зоны речевого развития в подготовительной группе. В легкодоступном для детей и хорошо освещенном месте расположена библиотека сказок и рассказов в соответствие с возрастом детей и книги из серии «читаем сами», комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики, упражнения для развития голоса и дыхания (посади бабочку на цветок, путешествие на паруснике…). Для развития связной речи в уголке находятся дидактические игры, схемы и коробка с предметами-заместителями для составления рассказов, карточки для расширения словарного запаса (одежда, обувь, транспорт, игрушки, животные, растения…). Коробочки с мелкими предметами, в названии которых присутствует определенный звук, игры и упражнения на распознавание звуков родного языка помогают детям освоить звуковой анализ слов. Большое значение в развитии речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности развития руки. Давно доказано, что уровень развития речи детей тесно связан со степенью развития мелкой моторики кистей рук. Райнер Пацлаф, педагог – исследователь, в книге «Застывший взгляд» приводит данные немецких и американских ученых, о том насколько тесно моторика речепроизнесения связана с общей моторикой тела. Если двигательные способности как следует не развились, то недоразвитыми останутся и сенсорные способности. которые являются необходимыми предпосылками, чтобы дети овладевали речью. Поэтому мы уделяем особое внимание, подбирая упражнения, требующие от детей точной координированной работы пальчиков. Помогает нам в решении поставленных задач следующее оборудование: модуль для развития запястья (движение по проволоке), прищепки, массажные кольца, мозаика разных видов, мелкие предметы и природный материал для сортировки, пинцеты для перекладывания предметов, шнуровки, деревянные бусы (большие для нанизывания на шнурок и мелкие для лески), бумага для оригами, вышивание на картоне, тренажеры механического письма, фольга (скатывание шариков), кнопки и пенопласт, волчки. Для того, чтобы дети активно использовали свои сенсорные системы, нами были разработаны следующие сенсомоторные игры: 1. «Волшебная спина» Ребенок ложится на живот, ему на спину кладут два предмета (различных по величине или по форме, ребенок пытается отгадать форму предметов или какой предмет больше, а какой меньше. За правильный ответ ребенка поглаживают пушком по спине. 2.«Ползаем как червячки», при этом червячкам даются разные задания – принести предмет заданного цвета и т. д. 3. «Полезные и вредные продукты» Правой рукой отбираем картинки и кладем вправо - полезные, левой рукой и кладем влево - вредные. 4. «Части тела» Воспитатель называет части тела животных и человека, дети показывают кулак, если слышат часть тела животного и палец, если слышат часть тела человека 5. «Загадки на грядке» Воспитатель выкладывает разноцветные фигуры, дети к ним подбирают картинки с овощами и фруктами. И наоборот, воспитатель называет овощи и фрукты, дети подбирают соответствующие карточки с цветом и формой. 6. «Разноцветные тени» Детям даются разные предметы, они их обкладывают разноцветным конструктором. 7 «Новогодние гирлянды» Цель: Учить различать и называть цвета и оттенки, геометрические фигуры, развивать координацию движений. Материал и оборудование: Карточки с изображением цвета, карточки с изображением геометрических фигур, карточки схемы - образец, музыкальные произведения. Логика игры: Воспитатель предлагает детям превратиться в новогоднюю гирлянду, каждому раздает огонек (карточку с заданным цветом). Пока звучит музыка огоньки кружатся, двигаются, музыка останавливается - дети должны построится в том порядке, по цветам как показано на образце – на карточке. Потом детям раздаются карточки с геометрическими фигурами и игра повторяется, по окончанию музыки дети должны построиться в том порядке, как расположены фигуры на карточке. 8. «Разноцветные шары» Цель: Учить различать и называть цвета, развивать координацию движений. Материал и оборудование: Разноцветные ленты, новогодние музыкальные произведения. Логика игры: Воспитатель предлагает девочкам превратиться в новогодние шары, просит рассмотреть свою одежду и определить какого цвета в их одежде больше, таким шариком они и будут, а мальчикам предлагает сделать разноцветные коробки, в которых будут храниться шары, для этого мальчики делятся на пары и натягивают разноцветные ленты. Чтобы попасть в коробку, девочки проходят под ленточкой соответствующего цвета и выполняют поручения, которые им дают мальчики (проползти на четвереньках, лежа на животе, стоя на коленях, покружиться, попрыгать.) 9. Игра «Разноцветная семейка» Цель: Закрепить знание основных цветов, названия пальцев рук, название членов семьи, развитие сенсомоторики и координации движений. Материал и оборудование: Потешка «Моя семья», пособие «Разноцветная ладошка». Логика игры: Воспитатель показывает разноцветную ладошку и читает потешку: Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! На картинке – образце у каждого пальца определенный цвет, воспитатель называет члена семьи, дети загибают соответствующий палец и называют цвет. Затем воспитатель называет цвет, а дети называют члена семьи и показывают на него загаданное движение (дедушка - пилит, бабушка - вяжет, мама - качает малыша, папа - стучит молотком, я - дети прыгают ноги вместе - ноги врозь с хлопками над головой). Воспитатель называет название пальца (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец, а дети называют цвет и выполняют мимические движения: большой - нахмуриться, указательный - поднять брови вверх, средний - опустить, безымянный - нахмурить нос, мизинец -улыбнуться). В результате правильной организации свободной деятельности ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.