Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ласобык Е.В. Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта при обучении фонетически грамотному письму

Библиографическое описание:

Ласобык Е.В. Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта при обучении фонетически грамотному письму // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Согласно определению В.В. Воронковой, представленному в ее научном труде «Дифференцированный подход при обучении учащихся младших классов вспомогательной школы», - «дифференцированный подход – это «подход в обучении, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, предполагающий разработку комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах с целью создания оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого школьника» [1; с.12].

Н.А. Шарапановская в своей статье «Дифференцированный подход к оценке и коррекции нарушений звукопроизношений у учащихся младших классов вспомогательной школы», дает следующее определение понятию дифференцированный подход: «дифференцированный подход – это дидактический принцип обучения и воспитания, один из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике, предполагающий учет типических особенностей умственно отсталых учащихся» [7; с.30].

Дифференцированный подход к учащимся различных групп, испытывающим те или иные затруднения в овладении навыком фонетически грамотного письма, рекомендуется осуществлять при прохождении каждой темы.

В процессе коррекционной работы у учеников с резко нарушенным фонематическим восприятием следует развивать фонематический слух и на этой основе уточнять произношение. На эту группу учащихся следует обратить особое внимание при выполнении ими упражнений на списывание для предупреждения механического копирования образца. В то же время сохранное зрительное восприятие может служить опорой в обучении. Наиболее трудным для них является овладение всеми этапами письма на слух: расчленение слова на составляющие его части, точным распознаванием каждого из выделенных звуков, а также установлением их последовательности. Формированию этих навыков способствуют упражнения по формированию письма под диктовку.

Дети с нарушением артикуляции, но достаточно сохранным фонематическим слухом направляются к логопеду. Работа по постановке, автоматизации, дифференциации отдельных звуков у этих учеников не может быть оторвана от программных требований по русскому языку и должна сопровождаться звуковым анализом отдельных слов и предложений. Опираясь на сохранный фонематический слух и зрительное восприятие, учитель закрепляет на уроке результаты логопедических занятий. В основном всех учащихся этой группы надо включать во фронтальную работу класса. Индивидуальный подход осуществляется к тем учащимся, у которых нарушения тормозят прохождение очередной темы. В зависимости от степени дефекта у отдельных учеников на уроках закрепляются, автоматизируются или дифференцируются поставленные звуки. Для самостоятельной работы им можно предлагать те же упражнения, что и всему классу, но с предварительным чётким произношением каждого звука, входящего в слово.

Для учащихся с резким нарушением моторики основные затруднения вызывает удержание в памяти количества звуков в слове и воспроизведение их последовательности, а также процесс написания слов. Работа с этой группой должна быть направлена на развитие звукобуквенного анализа в плане определения и уточнения количества и порядка звуков и букв в слове. Для этих учеников необходимо сокращать объём заданий, требующих самостоятельного выполнения, особенно списывания, т.к. у них быстро ослабевает слуховой и кинестетический контроль и появляются пропуски и замены букв, слогов.

Работа с учащимися, характеризующимися нарушением работоспособности, заключается в организации их учебной деятельности, поскольку из-за нестабильного внимания они не могут до конца правильно выполнить всё задание, в варьировании упражнений, в стимулировании учебной деятельности. Например, во время самостоятельной работы таким ученикам можно предложить сначала выполнить задание частично и тщательно проверить его, а затем продолжить дальше. При снижении темпа, а также потере интереса у ученика к упражнению, рекомендуется изменить вид работы, дать другое упражнение такого же типа. Следует помнить, что повышенное внимание к индивидуальным особенностям учащихся стимулирует их деятельность.

Анализируя вышесказанное, подведем итог: построение урока с учётом основных трудностей и возможностей школьников с нарушением интеллекта различных групп помогает коррекции их учебной деятельности и способствует максимальному включению учеников во фронтальную работу класса.

Исходя из вышесказанного, дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. Он является комплексом методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Учащиеся с нарушением интеллекта представляют собой довольно разнородную группу. В их обучении наблюдаются трудности разной степени. Соответственно, для обучения данных лиц реализация дифференцированного подхода является необходимой как в общем образовательном процессе, так и конкретно при обучении русскому языку.

Библиографический список1. Воронкова В.В. Дифференцированный подход при обучении учащихся вспомогательной школы: диссертация канд. пед. наук. М., 1971.

2. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы: Кн. Для учителя – 2-е изд., доп/ Под ред. А.К. Аксеновой, Э.В. Якубовской. М.: Просвещение, 1991.

3. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников// Дефектология.2003. № 3.

4. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/ Под ред. А.К. Аксеновой. М.: ВЛАДОС, 2012.

5. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: учебное пособие/ Под ред. М.А. Поваляевой. Ростов н/Д: Феникс, 2016.

6. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения/ Под ред. В. И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой. СПб.: КАРО, Дельта, 2018.

7. Шарапановская Н.А. Дифференцированный подход к оценке и коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся вспомогательной школы// Дефектология. 1996. № 1.
2023