Тищенко В.Е., Сердюк Ю.Н. Проблемы обучения прикладному плаванию в школах РФ
Библиографическое описание: Тищенко В.Е., Сердюк Ю.Н. Проблемы обучения прикладному плаванию в школах РФ // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Спортивное плавание или прикладное?
Учебные программы (модуль «Плавание») в школах с бассейном, как правило, направлены на обучение учащихся плаванию спортивными стилями: кроль на груди и спине, брасс, баттерфляй. Обычно модуль рассчитан на 34 часа в год с 1 по 9 класс. И это около 306 часов. Основные цели обучения: собственно овладение спортивными стилями, участие в различных соревнованиях (школьных, районных, городских) и сдача норм ГТО. Собственно этими целями всё и ограничивается.
Для мирной жизни этого вполне или почти хватает. Нормы ГТО по плаванию 99% учащихся сдают стилем плавания кроль на груди, как самым скоростным. Остальные стили изучаются по принципу наличия их в программе обучения, без какой-либо прикладной направленности.
Обучение нырянию на дальность, игре в водноеполо и синхронному плаванию (из-за отсутствия специалистов) практически не проводится или имеют вспомогательный рекреационный характер. Обучение же самоспасанию и оказанию помощи на воде в программах не предусмотрено. Но жизнь часто ставит людей (особенно детей) в условия, когда навыки прикладного плавания позволяют спастись самому или прийти на помощь в происшествиях на воде.
Нельзя не отметить проблему, когда занятия по плаванию проводят не учителя в прошлом спортсмены по плаванию, а (зачастую), учителя и вовсе не имевшие дело с плаванием, но усвоившие методические приёмы обучения своих коллег, имевших такой опыт. Что-то можно, конечно, почерпнуть из книг, учебников, интернета, но, не имея собственного практического спортивного опыта плавания, процесс обучения становится умозрительным с не предсказуемым результатом.
Таким образом, обучение только спортивным стилям плавания, ориентированным только на выступления в безопасных условиях бассейна, не позволяют подготовить учащихся к выживанию на воде в экстремальных ситуациях, не говоря уже об оказании помощи терпящему бедствие.
Обучения прикладному плаванию, оказанию помощи на воде, реанимационным мероприятиям при утоплении, нырянию с длительной задержкой дыхания (наряду с изучением спортивных стилей плавания), по сути, становится именно Главной целью многолетнего обучения плаванию в школах.
Реальность такова, что (в настоящее время) обучение доврачебной помощи пострадавшим на воде, возможно, проводить лишь с учениками старших классов, после освоения ими данной темы по курсу ОБЖ (если он предусмотрен школьной программой). Но для этого необходимо иметь тренажёрные комплексы (типа «Александр-1») для тренировки реанимационных мероприятий, и не менее 6-8 часов в программе обучения плаванию для старшеклассников. Причём навык будет только первичным. И в случае реальной необходимости его применения, очень сложно ожидать своевременного и грамотного его применения. Психологический фактор формирования готовности к спасению чужой жизни в школьную программу не входит.
При включении обучения прикладному плаванию в модуль плавания (с 5 по 9 класс) за 5 лет обучения количество часов (примерно 30-40) уже достаточно для уверенного освоения действиям на воде и проведения реанимации.
Обучению спортивным стилям плавания также будет достаточно времени. С 1 по 5 класс оно составит порядка 170 часов за 5 лет.
Пока же в классах основной школы с 5 по 9 возможно включение лишь элементов самоспасания на воде с использованием спасательных жилетов (при их наличии).
Проблемой остаётся и материальное обеспечение учебного процесса.
Нельзя не отметить, что в школьных медиатеках и библиотеках видеоматериалов и методичек на темы обучение прикладному плаванию, спасения, самоспасания и оказания доврачебной помощи при утоплении практически нет.
Обучение самоспасанию и спасению на воде, как МОДУЛЬ или Системный курс, отсутствует!
Безопасность на воде
Умение плавать – это способ самосохранения в воде. Плавание – один из базовых жизненно необходимых навыков выживания. Человек, умеющий плавать, чувствует себя уверенным, готовым правильно реагировать в экстремальной ситуации на воде, прийти на помощь, терпящему бедствие.
Вторым базовым навыком является – ныряние. Средняя продолжительность задержки дыхания обычного вдоха у нетренированного человека составляет до 60 секунд, после выдоха – до 40 секунд, у спортсменов-пловцов – несколько минут. Выполняя упражнения с нырянием, пловец может погружаться в воду прыжком с берега, борта лодки, судна, непосредственно с поверхности воды. Владея навыком ныряния, пловец может оказать помощь уже погрузившемуся под воду человеку.
Третьим базовым навыком выживания на воде является умение оказать первую доврачебную помощь и комплекс мероприятий реанимационного характера. Кратко эту тему, но без должного объёма по времени на практическое освоение, проходят в рамках курса ОБЖ. В реальных же условиях, к сожалению, оказать практическую первую доврачебную помощь смогут не все взрослые, даже из тех, кто прошёл специальные краткосрочные курсы.
В РФ обеспечение безопасности на водных объектах – ключевая цель Всероссийского Общества Спасания на водах (ВОСВОД), которая находит отражение в программах «Водная стратегия ВОСВОД». Но эта организация со школами практически не работает.
Несмотря на бесспорные успехи и снижение количества утонувших, согласно статистике ежегодно на воде гибнут сотни человек. Дальнейшее снижение показателей утонувших возможно при организации правильной повсеместной предупредительной работы среди населения, обучения плаванию, в первую очередь детей, и оказанию первой помощи гражданам; развертывания дополнительных спасательных станций и постов на водоемах. Необходимо также продолжать формирование культуры поведения населения на водных объектах.
Что делать или прикладное плавание
Прикладное плавание — это не только собственно плавание, но и способность выполнять в воде жизненно необходимые действия и мероприятия.
Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки моряков, подводников, военных, работников силовых и спасательных структур. Многие из них сдают специальные нормативы по водным навыкам для определения профессиональной пригодности.
Классификация способов прикладного плавания не является четко регламентированной как, например, в спортивном плавании, и носит весьма условный характер. То, какой способ передвижения в воде изберет пловец, зависит от ситуации, условий, в которых он окажется, его технической подготовленности, собственного физического состояния. Наиболее характерными же и часто используемыми способами прикладного плавания по праву считаются брасс, брасс на спине, плавание на боку, а также различные комбинированные варианты.
Брасс получил широкое признание не только в спортивном плавании, но и в прикладном из-за своих особенностей. Это самый экономный по энерготратам стиль плавания. Технику способа брасс можно использовать в самых разнообразных ситуациях, возникающих в водной среде, свободно изменяя направление и скорость плавания. При плавании нём сохраняется хорошая обзорность поверхности воды. Брасс позволяет длительное время держаться на воде. Им удобно подплыть к тонущему, оказать помощь, транспортировать его к берегу. Применяя технику брасса, можно буксировать груз, плыть с каким-либо предметом в руках, особенно если нельзя погружать его в воду. В тех случаях, когда приходится снять с себя в воде одежду, удобнее всего это сделать, применяя брасс. Если понадобится нырнуть под воду, то человек, плавающий брассом, — практически готовый к действию ныряльщик. Ему не потребуются ласты — ведь движения в брассе — одна из разновидностей техники плавания под водой.
Остальные спортивные способы плавания также имеют прикладной характер, хотя об этом часто почти не упоминается в описании самого прикладного плавания. Например, с помощью кроля на груди можно преодолевать значительные водные расстояния (при условии, что пловец не отягощен грузом и его движения не стеснены одеждой). Для оказания помощи тонущему — быстрее добраться до него. Кроль на спине и его отдельные элементы могут применяться при отдыхе и транспортировке. Движения баттерфляя (дельфина) туловищем и ногами используются при плавании под водой и нырянии. Но эффективны они только при плавании в ластах. Практически все отдельные элементы спортивных способов применяются в комбинированных способах, например, ноги–кроль, руки–брасс, кроль на груди без выноса рук.
Плавание на боку используется для транспортировки грузов, помощи пострадавшим на воде. Брасс на спине удобен для отдыха на воде, транспортировки пострадавшего и грузов.
В гимназии № 622 Санкт-Петербурга, учителями физической культуры совместно с экспертами ВОСВОД Санкт-Петербурга, были разработаны, апробированы и рекомендованы к включению в учебные программы обучения гимназии «Мини курс обучения спасению на воде» и программа «Спасатель» (для групп Дополнительного Образования). Программы были дополнены совместными со специалистами ВОСВОД Санкт-Петербурга методическими разработками. После их утверждения МО гимназии, «Мини-курс» включен в учебный план модуля «Плавание», с 5 по 9 класс.
Кроме этого, учителями физической культуры совместно со старшеклассниками гимназии снят учебный видеофильм в четырёх частях. Фильм опубликован в открытом доступе на YOUTUBE:
К сожалению, (по опросам учителей, обучающих плаванию в других ГОУ Санкт-Петербурга) интерес к решению этих проблем до сих пор является уделом энтузиастов.