НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Иванова З.М., Лукиянова Н.П. Индивидуальная образовательная траектория

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Гуманизация дошкольного образования предполагает ориентацию воспитателя, педагога на личность ребенка. Чтобы раскрыть его внутренний потенциал, необходимо организовать индивидуально-направленное движение дошкольника в образовательном пространстве. Как раскрыть индивидуальность дошкольника? Организация деятельности через индивидуальную образовательную траекторию поможет выстроить процессы обучения и воспитания сообразно природному началу ребенка.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ребенку позиции субъекта выбора. Другими словами, индивидуальная образовательная траектория – это один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ребенка, как субъекта собственного образования, и в этом его значительное отличие и огромный потенциал. В основе этого понятия лежит выявление его личностного потенциала.
Под личностным потенциалом ребенка понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных, физических. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей дошкольника происходит в ходе образовательного процесса, по индивидуальным траекториям. Дошкольник сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности:
• выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
• применять те способы обучения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям.
Обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка подразумевает:
• качественную оценку нервно-психического развития и формирование психолого-педагогического прогноза развития;
• своевременное выявление и компенсацию нарушений или отставаний в развитии;
• разработка примерной индивидуальной программы по основным направлениям развития ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут, с одной стороны, является продук¬том совместного творчества педагога и ребенка, а с другой - средством становления личностных достижений дошкольника. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что схожесть понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут» выражается, прежде всего, в создании условий для проявления успехов ребенка и педагогической поддержке.
Спектр индивидуальной образовательной траектории воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитания в нашем детском саду выстраивается с момента поступления ребенка в ДОУ и ведется на протяжении всего периода пребывания в нем.
Развитие дошкольника может осуществляться по нескольким образователь¬ным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. От¬сюда вытекает основная задача педагога - предложить дошкольнику спектр воз¬можностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами ребенка и потребностями семьи;
• профессионализмом педагогического коллектива;
• возможностями ДОУ удовлетворить образовательные потребности дошкольников;
• возможностями материально-технической базы ДОУ.
Пространство развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог — ребенок — родитель».
При составление индивидуального маршрута мы учитываем разработки структурно-организационных и содержательных компонентов педагогического процесса:
• модель службы раннего сопровождения в рамках ПМП консилиума ДОУ;
• систему психолого-медико-педагогического сопровождения детей;
• систему фиксирования результатов;
• программу психологических занятий в предадаптационный и послеадаптационный периоды;
• разработку программы адаптации.
А также, разработки моделей повышения профессиональной компетентности педагогов:
• программа постоянно действующего семинара для педагогов;
• индивидуальные программы повышения профессионального мастерства;
• формирование запроса на проведение курсов повышения квалификации для педагогов групп раннего возраста.
И, разработки моделей повышения педагогической компетентности родителей:
• система взаимодействия семьей на учебный год;
• модель информационно-просветительской работы с семьей в рамках клуба;
• программа психологического тренинга для родителей в предадаптационный и адаптационный период
Вместе с тем в условиях существуей системы воспитания и обучения осуществление данного принципа возможно только на основе систематизации и группировки детей. Поэтому, для разработки индивидуальных маршрутов мы используем следующие показатели:
• Состояние здоровья (уровень функционирования систем организма, отсутствие или наличие заболевания, способность к адаптации, высокая трудоспособность).
• Уровень физической подготовленности(характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств).
• Уровень двигательной активности (под которым понимаем объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.)
Разработка индивидуального образовательного маршрута для групп детей с одинаковыми показателями немыслим вне предметно-пространственной среды. Пространство ДОУ– это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади, например, студии, рекреации, коридоры, территорию детского сада. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Таким образом, образовательный маршрут включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Для каждого возрастного периода выделяются психологически и социально значимые показатели. Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Спект расширение индивидуальных возможностей в дошкольных учреждениях:
-фитболл
-ЛФК
-плавание
-спортивные игры
-стретчинг
-художественная гимнастика
-степ-аэробика
тел.:8(927)-669-77-60
e-mail:96alenushka@mail.ru
Библиографический список
1.       Александрова, Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс] / Институт системных исследований и координации социальных процессов.
2.       Крылова Н.Б. «Индивидуализация ребенка в образовании: преодолимые и непреодолимые барьеры», «Школа экспресс», 2009.
2019