НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Чакрян А.В. Технология проектного обучения на уроках химии

Библиографическое описание:

  1. Чакрян А.В. Технология проектного обучения на уроках химии // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

Наша цивилизация ещё очень молода. Она только учиться решать задачи. И здесь главную роль должно сыграть образование. Если мы действительно хотим решать задачи образования, а не «делать вид», то жесткая сформулированная в противоречиях постановка вопросов необходима.

Семь противоречий нового образования:

1. мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами;

2. образование должно быть узкоспециальным, ибо «нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях;

3. обучение должно быть предметным, но предметное обучение мешает цельности восприятия мира;

4. чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между сильными и слабыми учениками;

5. образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным и должно быть дешевым, чтобы быть доступным;

6. образование должно быть добровольным и обязательным;

7. жить хорошо хочется сейчас, сегодня. А вложение в будущее требует ограничений в настоящем.

Сегодня мы подошли к сути момента - исторического момента, который наступил в образовании: школа - фабрика, целью которой было научить человека чётко выполнять стандартные функции, отжила. Хотя она ещё поборется за себя - вводя несущественные изменения, забалтывая и отвлекая от действительной сути. А школа информационного завтра ещё не сложилась. Но понятно, её главная цель: учить работать на границе знаний в нестандартных ситуациях, решать открытые задачи.

Технология проектного обучения как раз и решает открытые задачи, а не закрытые, чему учат в современной школе. Нельзя птицу учить летать в клетке. Жизнь требует решения открытых задач.

Метод проектного обучения оформился в США в 1919г. В России получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925).

В основе этой системы лежат идеи американских ученых: Дьюи, Лая, Торндайка. Главные их идеи состоят в следующем:

1. с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

2. деятельность строится в русле учебного предмета;

3. опора на сиюминутные увлечения детей;

4. истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Н.Г. Чернилова в своей книге «Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников» (Саратов, 1997г.) рассматривает проектное обучение как развивающееся, базирующееся «на последовательном выполнение комплексных учебных проектов с инновационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний».

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3. приобретают коммуникативные умения;

4. развивают у себя исследовательские умения.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

· в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

· комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

· глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению внутрь явлений, процессов и конструированию новых проектов.

Библиографический список1.Гузеев В.«Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения/Директор школы-.1995.-№6.-С.39-40

2.Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для Учителей и студентов педагогических вузов.-М.АРКТИ,2003.

3.Химия: проектная деятельность учащихся./ Авт- сост. Н.В.Ширина. Волгоград: Учитель,2007.

4.Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск»,2001.
2023