Исследовательская и проектная деятельность

Колпакова М. А. Конспект совместной деятельности по познавательному развитию воспитателя с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Как растили колоски, чтобы намолоть мук

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf

Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Как растили колоски, чтобы намолоть муки»
Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности и для ознакомления детей с сельскохозяйственными профессиями.
Задачи:
 Обучающие:
- Познакомить с особенностями профессий на селе;
- Формировать знания детей о профессиях людей, выращивающих хлеб, о
 важности и значимости их труда;
- Расширять представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; - Закреплять знания о сельскохозяйственной технике, о последовательности этапов
 выращивания хлеба.
 Развивающие:
- Закреплять знания об окружающем социальном мире;
- Совершенствовать диалогическую речь; - Развивать коммуникативные способности в общении ребёнка со взрослыми и сверстниками, инициативу, самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
Воспитывающие:
- Воспитывать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру, уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные ценности, необходимые человеку для жизни;
- Содействовать развитию ранней профориентации дошкольников.
-Формировать позитивную установку к различным видам труда и творчества. - Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Демонстрационный материал: Лэпбук «Хлебная история»»
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественного слова и физминутки.
Оборудование и материалы: лэпбук «Хлебная история»; поднос с пачкой муки; зёрна пшеницы; ящик для посадки пшеницы; лейка; фартуки, нарукавники; деревянная ступка и пестик; мука.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: закрепление знания о профессиях через дидактические игры «Подбери профессию», «Собери картинку», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы»; сюжетно-ролевая игра «Мы – поварята»; наблюдение за трудом взрослых; экскурсии на кухню детского сада; в продуктовый магазин»; рассматривание иллюстраций по теме: «Как хлеб на стол пришёл»; продуктивная деятельность по теме: «Угощение»(рисование, аппликация, конструирование), просмотр мультфильмов «Как делают хлеб», «Машинки и трактора»; чтение художественных произведений Э.Шим «Хлеб растёт», К.Ушинский «Хлеб»,И.Ревю «Ароматный хлеб», сказки о хлебе «Инга и хлеб», «Хлебороб»; конструктивный разговор на тему «Вредные и полезные продукты», составление и отгадывание загадок о профессиях и о хлебе; знакомство с пословицами о хлебе.
Активизировать словарь детей словами: агроном, сеялка, культиватор, борона, комбайн, комбайнёр, тракторист, жатва, элеватор, мельница, мукомольный завод, хлебозавод, дежу, опара, пекарня.
Предполагаемый результат:
- Ребёнок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных машин и механизмов в труде.
- Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых.
-Проявляет активность в разных видах познавательной деятельности, по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
-Хорошо различает людей по профессии, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
-Ребёнок проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированное представление о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности.
1. Организационный момент
1.1.Психогимнастика «Волшебная чаша»
Воспитатель предлагает детям встать в круг:
- Представьте себе, что у каждого в рука чаша, в которой налита волшебная вода. А эта вода в свою очередь наполнит нас волшебной силой, даст настрой бодрости энергии на весь день. Сделайте глоток, чувствуете, как вода растекается по всему телу. Пейте медленно, ощущая каждую капельку. Волшебная сила поможет нам сегодня во всех наших делах на занятии»
(Проводится психогимнастика. Дети встают в круг и выполняют задания воспитателя по правилу)
1.2.Создание игровой мотивации «В гостях у тётушки муки»
Воспитатель: «Ребята, а какая тема нашего занятия, вы сами узнаете, если закроете глаза и посчитаете до 10». (Воспитатель переодевается в костюм тётушки Муки)
-Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я пришла к вам в гости, но не с пустыми руками, а с чем и как меня зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку:
1.3.Отгадывание загадки
Из неё пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делается тесто,
Положить её должны
-Что это? Дети отгадывают загадку (- Мука) -Правильно, мука. И зовут меня тётушка Мука!
1.4.Рассматривание муки
Посмотрите, вот в таких пачках продаётся мука в магазине.
- А кто из вас знает, из чего делают муку?
-Правильно, из зёрнышек.
1.5. Рассматривание колосков пшеницы и зёрнышек
Это зёрнышки пшеницы, они овальной формы и живут вот в таких колосках.
-Из этого зерна получается мука - да не простая мука, а волшебная.
-Ребята, а вы знаете откуда берутся колоски?
-Колосок- это домик в котором живет много зёрнышек. А как же вырастить такой колосок, да не один, чтоб получилось много муки?
Основная часть 2.1. Рассматривание иллюстраций лэпбука «Хлебная история»
Давайте отправимся в путешествие вместе с героями вот этой интересной книги.
Воспитатель читает книгу «Хлебная история». Дети слушают рассказ и рассматривают иллюстрации книги.
2.2. Вопрос – ответ
-Ребята, вы поняли как растят колоски, чтобы намолоть муки?
-А теперь скажите, ребята, прежде, чем засеять поле, кто должен проверить землю и отобрать зёрна для посева? (Ответы детей)
Чем же занимается агроном?
- Агроном проверяет семена на всхожесть. Они быстро прорастут, если земля будет влажной и теплой. Он определяет сроки, когда надо сеять и убирать урожай. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай.
- Ребята, скажите, люди какой профессии выходят в поле после агронома?
- Молодцы! Трактористы. Что они делают? Верно. Вносят удобрения на поля (компост), потом вскапывают землю, прицепляя к трактору плуг, а весной поле боронят, для этого к трактору цепляют борону. Затем поле культивируют. Для этого цепляют культиватор. И только после этого, к трактору цепляют сеялки.
- Трактористы работают допоздна. А почему? (Предположения детей). Потому что растения нужно посадить в срок.
2.3.Подготовка к познавательно-исследовательской деятельности.
- Ребята, давайте с вами поможем нашим рабочим и посеем пшеницу.
- Но прежде, чем начать работать, давайте вспомним с вами основные правила поведения на занятии. (Дети одевают фартуки, нарукавники и подходят к столу).
-Давайте подойдём к столу и рассмотрим зёрна пшеницы. Какой они формы? (Овальные) - На что они похожи? (На маленькие яички)
-Давайте возьмем по несколько зёрнышек и аккуратно посеем их в землю, примерно на одинаковом расстоянии. (Дети сеют зёрна пшеницы в ящике).
-Теперь зёрнышки нужно полить. (Поливают).
2.6.Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
- Мы немножко отдохнём, физкультминутку проведём.
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся (тянутся на носочках)
Да, ребята, пшенице нужно ещё подрасти, чтобы созреть.
- Придёт время, и наши маленькие зёрнышки начнут колоситься, цвести. Спелые колосья согнутся под тяжестью зёрен, вот тогда можно убирать урожай.
2.7. Вопрос – ответ
Когда поспевает рожь и пшеница, у хлеборобов начинается жатва.
- Какие машины помогают хлеборобам убирать урожай?
- Кто работает на комбайне? (комбайнеры)
- С утра до ночи работают комбайнеры во время уборки урожая. Труд их нелегкий, тяжёлый, очень нужный всем людям. Они трудолюбивые, заботливые. Комбайнеры любят свое дело и гордятся им.
- Куда же везут собранное зерно. Кто знает? (Элеватор).
-Верно, на элеватор. Что такое элеватор? (Здание, в котором хранится зерно).
- На элеваторе зерно сушат, следят за ним, оберегают от грызунов.
«Хоть и собрано зерно,
Но еще не хлеб оно».
- Куда зерно везут с элеватора? (Ответы детей)
На мельницу или мукомольный завод. Там из зерна делают муку.
- Кто работает на мельнице и мукомольном заводе? (Там работают мельники и мукомолы).
2.8. Продуктивная деятельность детей – перетирание зерна в ступке.
- Пришло время смолоть зерно. Первыми инструментами на Руси для измельчения зерна были деревянная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать.
- Давайте мы с вами попробуем перетереть наши зёрнышки в муку.
- Как, сложно?
- А раньше на Руси женщины, чтобы приготовить хлеб, таким образом, перетирали зерно в муку, так как мельниц ещё не было.
- Потрогайте муку на ощупь. Какая она? (Мягкая, воздушная, белая, пушистая). - Вам понравилось? Это хлебушек?
«Хоть и перетерли зерно,
Но еще не хлеб оно».
- Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
- Зерно перемололи. А что потом? - Муку везут на хлебозавод, на пекарню
- Они месят тесто и пекут хлеб
Кто там работает? -Пекари
- Ребята, а что делают пекари (Месят тесто и пекут хлеб))
- Правильно. Из теста пекари творят чудеса: пекут хлеб, батоны, вкусную сдобу, караваи.
- Как называется чан, где замешивают тесто? Что там происходит с тестом? (Дежу. Затем в дежу ставят опару).
- Ребята, а где потом мы берём хлебобулочные изделия?
Как называется профессия человека, работающего в магазине? (Продавец)
3.Заключительная часть
- Ребята, сегодня вы узнали, как растят колоски, чтобы намолоть муки! Видите, как много людей трудятся, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Сколько рук к нему прикоснулось, прежде чем он стал хлебом.
Чьи это руки? (Агронома, Тракториста, комбайнера, мельника, пекаря).
- Хлеб нужно беречь. Хлеб всему голова.
3.1.Рефлексия
- Вам понравилось наше виртуальное путешествие? Оно подошло к концу.
- Чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей)
- Теперь нам нужно будет ухаживать за ними, чтобы они выросли.
- Молодцы, ребята! Дома вы можете рассказать об этом родителям!
2021-11-02 16:03 2021