НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лейман К.А. Основы 3D-моделирования на уроках технологии

Библиографическое описание:
Лейман К.А. Основы 3D-моделирования на уроках технологии // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

В рамках реализации национального проекта «Образование» 25 ноября 2020 году в МБОУ «ТСШ № 2» состоялось открытие Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Для успешного его функционирования предшествовала определенная работа по подготовке помещений, обучению кадров, укреплению информационной базы общеобразовательного учреждения в соответствии с методическими рекомендациями «По созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности».

Сегодня на базе Центра Точка роста ведутся уроки по учебному предмету «Технология» и занятия внеурочной деятельности по «Виртуальной реальности», «Робототехнике» «3D-моделирование», «Программирование Scratch», проектная деятельность.

Почему именно 3D-моделирование? Конечно же, это направление интересно, перспективно и востребовано. В настоящее время в России сложно найти ту отрасль экономики, где бы не использовались 3D технологии: промышленность, концептуальное моделирование, проектирование и разработки - 42%, архитектура и строительство - 18%, товары народного потребления – 14%, медицина и здравоохранение – 6% и т.д. И с каждым годом масштабность внедрения 3D-моделирование в разные отрасли экономики только увеличивается.

Применение 3D технологий на уроках развивает творческие способности и познавательные интересы учащихся, концентрирует внимание и улучшению восприятия учебного материала обучающимися; на учебном материале, способствует выбору школьниками технических и инженерных профессий, организации внеурочной деятельности обучающихся по разным направлениям, участие в различных конкурсах и других мероприятий.

На занятиях по 3D-моделированию учащиеся формируют умения по созданию и редактированию трехмерных моделей, изучают особенности и приемы манипулирования виртуальными объектами в различных программных средах, работают с 3D-принтером. Результат — разработки обучающимися творческих мини-проектов в технике 3D-моделирования, организация выставок, участие в конкурсах различного уровня. Так, Александр З. стал призером на региональном онлайн- конкурсе

Основными достоинствами 3D-моделирования является как раз наглядность, информативность и реалистичность.

Для проектирования трехмерной графики объектов используем различные программы, самые доступные из них:

• Blender;

• FreeCAD;

• Компас-3D;

• Google SketchUp;

• Autodesk Tinkercad;

• 3DS Max;

• Sweet Home 3D.

На уроках технологии в четвертой четверти предполагается знакомство и работа с программой Google SketchUp – это легкая в эксплуатации программа, основной функцией которой является трехмерное моделирование объектов любой сложности. Простота ее интерфейса позволяет с легкостью использовать программу школьникам, которые только взялись осваивать 3D-моделирование. С ее помощью все желающие без особых усилий смогут смоделировать любые объекты, даже дома или сложные архитектурные сооружения. Программой позволяется конструировать здание как внутри, меблируя его, так и снаружи, добавляя различные элементы. Никаких ограничений, все зависит только от фантазии.

Google SketchUp — это приложение, которое позволяет создавать, изменять и совместно использовать 3D-модели. Научиться работать с Google SketchUp гораздо проще, чем с другими программами 3D-моделирования, поэтому эта программа подходит для широкой аудитории учащихся. В программе SketchUp разработан упрощенный набор инструментов, система направляемого рисования и понятный сценарий диалога с пользователем, что позволяет сосредоточиться на двух вещах: сделать работу максимально продуктивной и получить от нее удовольствие. SketchUp позволяет не просто рисовать здания, а разделить модель на части, повернуть, заглянуть внутрь нее, выполнить разрез сечения и даже сделать анимации для демонстрации.

Каждый обучающийся имеет доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность создания графических объектов. Обязательно наличие на рабочем месте трёхкнопочной компьютерной мыши.

На компьютере должно быть предустановлено свободно распространяемое программное обеспечение – графический редактор SketchUp, позволяющее отрабатывать навыки трёхмерного моделирования. Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и мультимедийный проектор), позволяющее вести обсуждение теории и результатов практических работ обучающихся.

Использование межпредметных связей, таких как связь данного курса, с курсом информатики, а также истории, рисования, геометрии, математики повышают интерес учащихся к изучению школьных предметов и качество обучения.

В программе по технологии в 4 четверти отвожу 12 часов на уроки по созданию 3D-моделей в программе SketchUp:

Урок 1. «Знакомство с Google Sketch Up».

Урок 2. «Моделирование. Трехмерная графика».

Урок 3. «Моделирование. Работа с цветом».

Урок 4. «3Д моделирование здания школы».

Урок 5. Защита проекта.

Урок 1. Тема урока «Знакомство с Google Sketch Up»

Вид: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: Познакомить с программой Google SketchUp. Рассказать историю создания, раскрыть основные возможности.

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, усидчивости, дисциплинированности.

Развивающая: развитие познавательных интересов.

Урок 2. Тема урока: Моделирование. Трехмерная графика

Презентация к уроку: Моделирование. Трехмерная графика.

Вид: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: Познакомить с основными понятиями: моделирование, трехмерная графика. Ознакомить с историей развития моделирования.

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, усидчивости, дисциплинированности.

Развивающая: развитие познавательных интересов.

Урок 3. Тема урока: Моделирование. Работа с цветом

Вид: комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательная: Продолжить знакомство с программой Google SketchUp. Работа с цветом в Sketch Up 3D.

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, усидчивости, дисциплинированности.

Развивающая: развитие познавательных интересов, навык моделирования в Google Sketch Up.

Урок 4. «3Д моделирование здания школы»

Вид: комбинированный урок.

Цели урока: создать 3D модель школы

Задачи:

1. Изучить строение школы

2. Освоить приемы создания 3D модели в программе SketchUp

3. Научиться создавать 3D модели зданий.

Этапы деятельности:

–сбор исходных данных

–погружению в технологию

–работа над проектом

По итогу работы учащиеся защищают свой проект здания школы, используя изученные навыки. Результат: развитие инженерного мышления, учащиеся научатся решать конкретные задачи наиболее эффективным способом в данной ситуации оригинальность, уникальность, креативность.

Библиографический список

1. Самоучитель SketchUp / В. Т. Тозик, О. Б. Ушакова. — СПб.: БХВ-Петербург, 2013. -192 с.: ил.

2. http://www.architector.dp.ua/sketchup/6/6/SketchUp-Razvedka-boem-Missiya-pervaya.htm

3. http://gold-free.ru/soft/graph/3dmodel.php
2023