Актуальные вопросы дошкольного образования

Аверина Е.С. Роль музыкального воспитания в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


Как часто, последнее время стали звучать слова духовность, нравственность. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, безусловно, отражается на нервно-психическом и духовно-нравственном здоровье современных детей. В век бешеного ритма жизни наши дети воспринимают внешний мир и совсем не знают ничего о "внутреннем". А ведь давно известно, что заложишь в ребёнка, то из него и вырастет в последующем. Поэтому всё чаще мы стали задумываться о духовно-нравственном воспитании ребёнка. Что же это за понятие – духовно-нравственное воспитание?
Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.
Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о родной земле и семейном укладе, ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности.[1].
Мы должны с раннего детства воспитать ребёнка духовно развитой личностью.
Одной из основных задач ФГОС ДО на данный момент является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Как же решить эту задачу? С помощью чего? Я, как музыкальный руководитель, использую для решения этого вопроса конечно же музыку. Моя задача - средствами музыкального искусства научить мыслить, сопереживать, чувствовать, развивать не только интеллект, но и душу ребёнка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, приобщить к духовным ценностям, помочь ему в познании мира и в общении с искусством музыки понять себя и своё место в этом мире.
У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, духовная чуткость, бережное отношение к природе, любовь к своему делу. Дети учатся хорошим поступкам, сопереживать, сами не замечая этого. «Музыка для ребёнка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» — эти слова Н. А. Ветлугиной основа в нашей, музыкальных руководителей, работе. [2].
Формирование духовности неразрывно связано со знакомством и изучением народных традиций и обычаев своего народа. Ребёнок приобщается к музыке, едва родившись. Он слышит колыбельные, потешки, с которыми начинает впитывать в себя традиции своего народа. Работая с детьми раннего дошкольного возраста, я использую русские народные попевки, песенки, прибаутки, игры. Дети с удовольствием слушают и стараются подпевать. Очень важен при этом подбор музыкального материала. Материала, который бы соответствовал возрасту детей и вызывал живой познавательный интерес и желание петь, слушать и выполнять игровые действия. [3].С детьми более старшего возраста мы не просто разучиваем русские народные песни, но и изучаем обычаи, обряды, народные праздники. В старших и подготовительных группах проводятся развлечения, приуроченные к народным праздникам: «Святки», «Осенние посиделки», «Пасха», «Весенняя ярмарка», «Праздник русской берёзы». При подготовке к этим праздникам мои воспитанники больше узнают об их истории, традициях, о русском народном костюме. Помня, что ведущий вид деятельности дошкольников – игра, я активно использую русские народные игры: «Плетень», «Карусель», «Горелки», «Золотые ворота» и многие другие. Особое место отводится хороводам, таким как: «Во поле берёза стояла», «Земелюшка-чернозём», «Где был, Иванушка?». Я заметила, что дети играют в эти игры с большим удовольствием не только на занятиях и праздниках, но и в повседневной жизни.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери». Такие духовные ценности, как любовь к маме, бабушке, семья, близкие, мы воспитываем в детях через музыкальную деятельность при подготовке таких праздников, как «8 Марта», «День Матери», «День семьи», «День пожилого человека».
Говоря о духовно-нравственном воспитании, нельзя не сказать об огромном значении классической музыки. Особое внимание в своей работе я уделяю ознакомлению детей с творчеством композиторов – классиков: П.И.Чайковский, М. Глинка, М. П. Мусоргский и слушанию классической музыки. Музыка русских классиков отличается особой красочностью и огромным мелодическим богатством. Возрастные возможности старших дошкольников позволяют воспринимать разно-жанровую музыку: балет, оперу, музыкальные произведения для фортепиано или симфонического оркестра. [4].
В процессе знакомства с творчеством композиторов дети повышают свою слушательскую культуру, формируют понимание и участие в трактовке музыкальных образов, учатся слушать музыку путём усложнения музыкального материала. Погружение в классику проходит постепенно. Для более глубокого понимания, я предлагаю детям иллюстрировать музыкальные произведения, что позволяет понять и прочувствовать музыкальные образы, язык и выразительные средства музыки. После прослушивания музыкального произведения с детьми проводятся беседы, где дети могут высказать своё отношение к музыке.
Еще один приём, помогающий развитию музыкальности, двигательная или танцевальная импровизация. Дети в движении передают характер, чувства, которые вызывает у них прослушанное произведение. Заключительным этапом знакомства с классическими произведениями стали постановки спектаклей по балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик». Таким образом, создаются условия для полного погружения детей в мир классической музыки и искусства. После знакомства с данными произведениями, дети стали более отзывчивыми, можно сделать вывод о том, что классическая музыка обогащает эмоциональное восприятие ребёнка - дошкольника, дети начинают понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – классической музыкой. [4].
В настоящее время актуальным становится и патриотическое воспитание. Мы рассказываем детям о подвигах их предков в ВОВ, о мужестве, патриотизме. Традицией в нашем детском саду стало проведение музыкально-литературных гостиных, посвящённых Дню Победы, в которых активное участие принимают не только дети, но и взрослые.
Духовно-нравственное воспитание неотделимо от понятия доброты, отзывчивости. В рамках акции «Белый цветок» нами были проведены концерты, где дети выступали вместе с родителями, самостоятельно подготовив номера.
Необходимо отметить, что без тесной взаимосвязи с семьёй, невозможно воспитать полностью духовно развитую личность. Для ознакомления родителей мною проводятся консультации: «Музыка в жизни ребёнка», «Зачем ребёнку музыка?», «Музыка в семье» и другие. Привлекаю родителей воспитанников к участию в праздниках: разыгрывание сценок-миниатюр, совместные танцы.
Искусство призвано спасать человечество от многих бед, и музыка стоит здесь, несомненно, на первом месте. Не даром, в самые трудные минуты жизни, во времена душевных невзгод, человек поёт. В современном мире, где уже сместились многие ценности и, часто, неподготовленные люди какофонию и безвкусицу принимают за музыкальное произведение, очень важно с самого раннего возраста прививать детям музыкальную культуру и вкус. [4].
Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.
Закончить хотелось бы словами В. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.»

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. – С.36-38
2. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. — С. 5-12.
3. Хахулина Н.А. Формирование духовности у детей дошкольного возраста через музыку [Электронный ресурс] сайт. — URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-anatolevna-hahulina/statja-na-temu-formirovanie-duhovnosti-doshkolnika-sredstvami-muzyki.html (дата обращения 10.10.2017).
4. Лакомкина Л.Ф. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс] сайт. — URL: http://kladraz.ru/blogs/blog19440/-rol-muzyki-v-vospitani-duhovno-nravstvenoi-kultury-doshkolnika.html (дата обращения 13.10.2017).
2018-08-28 16:03 2018