Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гольцева О. В. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Работа по методу проектной деятельности является достаточно сложной. Если большинство методов обучения требуют наличия традиционных компонентов взаимодействия во время учебного процесса по схеме «учитель — ученик», то в момент работы над проектом предполагается постоянное сотрудничество учеников. Наиболее значимым принципом метода проекта является восприятие мира с учетом детской психики. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.
Метод проектов на уроках решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
При реализации проектного метода необходимо наличие значимой проблемы. Дальнейшая работа над проектом — это решение данной проблемы.
Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность самих учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной технологии — поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам
1. Наличие значимой проблемы/задачи.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность обучающихся.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Использование исследовательских методов.
Классификация проектов
1. Исследовательские проекты.
2. Творческие проекты.
3. Ролевые, игровые проекты.
4. Информационные проекты.
5. Практико-ориентированные проекты.
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
1. Подготовка к работе над проектом:
- определение темы и целей проекта;
- формирование групп для работы над проектом;
- планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
- планирование работы;
- исследование;
- оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
- самооценка;
- оценка других групп;
- оценка учителя;
- оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
- Что мы делали?
- Как мы делали?
- Каковы результаты?
- Каков мой личный вклад в решение проблемы?
Метод проектов можно использовать на уроках русского языка и литературы. В учебнике русского языка под редакцией Елены Александровны Быстровой и учебнике литературы под редакцией Александра Вадимовича Гулина широко представлены различного рода проектные задания.
В урочной практике я использую в основном краткосрочные проекты из-за ограниченности во времени.
Главными достоинствами этого обучения я считаю следующие:
актуальность. В центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель—ученик, ученик—ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
формирование исследовательских умений.
Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
В 5 классе при изучении темы «Волшебные русские народные сказки» обучающимся был предложен проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Обучающимся 6 класса были предложены следующие проекты по литературе: 1. Тема «Русский героический эпос» - проект «Биография Ильи Муромца». Детям было предложено написать «биографию» героя для детской литературной энциклопедии, подобрать соответствующие иллюстрации.
2. Тема «Мифы, легенды, предания народов мира» - проект «История в рисунках». Обучающиеся создавали цикл иллюстраций к понравившемуся мифу или легенде.
3. Тема «Социально-бытовые сказки» - проект «Инсценирование сказки». Шестиклассники самостоятельно подготовили инсценировку сказки С.Писахова «Собака Розка».
4. Тема «По следам социально-бытовых сказок» - проект «Наряд Хозяйки Медной горы».
5. Проект «Иллюстратор» 9 класс
На уроках литературы представлена большая возможность использовать метод проектов. Обучающиеся 6 класса составляли исторический комментарий к историческим народным песням, семиклассники создавали диафильм к рассказу Ю.Казакова «Тихое утро».
Не менее интересны представляются обучающимся проекты по русскому языку.
Представлю некоторые из них.
1. 5-9 классы – «История одного слова»
2. 6 класс – «Рисуем фразеологизмы»
3. 5- 9 класс – «Русские лингвисты».
Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.
Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.

Список литературы

1. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 283 с.
2. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.


2020