Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Бондарцева Т.В. Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса через здоровьесбережение

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Предварительная работа:
-Тематический контроль «Организация и эффективность здоровьесберегающей деятельности воспитанников в режиме дошкольной образовательной организации»;
- Семинар – практикум для педагогов «Совершенствование физических качеств детей через подвижные игры и физические упражнения»
Форма проведения педсовета: круглый стол.

 Ход педсовета.
Вступительное слово.
"Здоровье не все, но все без здоровья ничто" (Сократ)
Уважаемые коллеги! Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это..." (блиц опрос педагогов)
Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.
Состояние здоровья  подрастающего поколения в настоящее время  вызывает озабоченность в обществе, и государстве. Проблема  здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.  В результате проведенного медицинского обследования выяснилось, что здоровье и физическое состояние детей и подростков в РФ находятся не на должном уровне.
Оно характеризуется следующими тенденциями:
-дистрофия;
-распространенность функциональных отклонений;
-хронические заболевания;
-гиподинамия;
-акселерация;
-сниженная острота зрения;
-избыток веса;
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Целью образования как мы знаем, является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья детей.
В ДОУ должна быть создана здоровьесберегающая среда, которая включает в себя организацию:
1. Предметно-развивающего пространства.
2.  Организацию  системного  целенаправленного образовательного процесса, охватывающего все  направления работы с детьми.
3.  Взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Самое главное для растущего организма - двигательная активность. Это естественная потребность в движении, удовлетворение, которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому важно целенаправленно  руководить  двигательной деятельностью детей, воспитывающихся  в разных  возрастных группах детского сада  особенно в старшем возрасте. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Это обусловлено  созданными условиями в детском саду  и семье (увеличивается продолжительность занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающим познавательным интересам детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередачи). В связи с этим именно у детей 6-7 лет уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть, достигнут путем совершенствования двигательного режима и организацией предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении, способствующей сохранению и укреплению физического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия в детском саду и семье.
 Современные здоровьесберегающие технологии в ДОО.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профuлактические,
- физкультурно – оздоровительные,
- технологии социально-психологического благополучия ребёнка,
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования,
- технологии валеологического просвещения родителей. 
В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим  направлениям:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
 Работа воспитателей ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитатенников.
 Здоровьесберегающие технологии, которые  должны использоваться в  ДОУ мы сейчас рассмотрим:
-  Музыкотерапия – муз.руководитель
- Логоритмика  – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства.
-   Дыхательная гимнастика
-   Гимнастика пробуждения
-   Психогимнастика- это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером.
-   Релаксация в группе

 Модель здорового ребёнка.

Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка?
Предлагаю вам составить модель здорового ребёнка в виде дерева 
- Ствол – это здоровье
- Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье
- Крона – следствие, т.е. каким будет ребёнок

Факторы: правильное питание, соблюдение режима дня, ЗОЖ, полноценный сон, закаливание, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и т.д.
Следствие – интегративные качества: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Таким образом, у нас получилась модель здорового ребёнка.
И наша с вами задача - “питать” корни – создавать условия, обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка.

Решение педсовета:
-Продолжить применять в работе ДОУ инновационные здоровьесберегающие педагогические технологии, тем самым повысить результативность образовательного процесса, сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Библиографический список



1. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991.

2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., ФИС, 1987.
3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость М.,1981.
4. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.
5. Веремкович Л., Иванова О. и др. Закаливание детей в современных условиях. - //Дошкольное воспитание, 1993, № 2, с.7-8.
6. Волошина Л.Н., Курилова Т.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа "Играйте на здоровье и ее технология применения в ДОУ. (учебно-методическое пособие) Издательство "Гном и Д", 2004, - 112 с.
7. Глазырина Л.Д. Физическая культура -дошкольникам. Программа и программные требования. М.: Владос. 1999.
8. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логвинова, Т.И, Бабаева, Н.А.Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,- СПб. Акцидент, 1995. С.169-191.
10. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 63.
11. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., 1989.
12. Карманова Л.В. Занятие по физической культуре в старшей группе детского сада. - М.: Нар. Асвета. 1980.
13. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М., 2000.
14. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Дошкольное воспитание - №9 - 2004 г.
15. Рунова М.А, Двигательная активность ребенка в детском саду. - М., 2000.





















2022