НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Полякова И.С. Сказкотерапия в работе с дошкольниками

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Одним из практических методов психологического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это оптимальное средство психологического воздействия, развития творческого потенциала. Без нее адаптация в детском саду проходит сложнее, поэтому методы арт-терапии применяются в детских садах еще на этапе самого раннего развития ребенка дошкольного возраста.
Арт-терапия сегодня занимает центральное место среди самых эффективных методов, используемых психологами и педагогами во время занятий с детьми. В процессе творчества дошкольники воплощают свои желания, мечты, эмоции позитива, а также тревожности и страхи. Перед педагогом открываются двери таинственного детского воображения, что позволяет узнать о ребенке что-то новое. Дошкольник способен выразить себя, а также познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации.
Внутренний духовный мир ребенка очень нежен и раним, требует бережного к себе отношения. Психика дошкольника на начальном этапе самопознания окружающей действительности. В настоящее время развитие современного ребенка не возможно представить себе без преодоления трудностей: в семейных отношениях, в детском коллективе - в саду, в школе, и в социальной среде в целом. Как правильно оценить ситуацию и найти выход из положения, взрослые зачастую не находят ответа.
Арт-терапевтические приемы – одно из действенных способов коррекции сложной ситуации. Арт-терапевтические приемы на занятиях стабилизируют уравновешивают динамические процессы детской эмоциональности. Этот метод предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для данного эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста.
Для каждого возрастного периода развития дошкольников существуют свои приемы арт-терапии, для старших дошкольников используют упражнения более сложные и разносторонние, а для детей раннего возраста – примитивные, но от этого их значимость не становиться меньше. Основное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.
 Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.
 Сказка — имитация или метафора жизни. Литературная метафора употребление в переносном значении. Терапевтическая метафора — послание, обращение к сознательной и бессознательной сферам. Определений сказкотерапии достаточно много.
Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Осознание этой связи создает возможность изменения и преобразования жизненного сценария. Лечение сказками, открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
1.       Объективизация проблемных ситуаций.
2.       Активизация ресурсов, потенциала личности.
3.       Экологическое образование и воспитание ребенка.
 Чтобы история была терапевтической, важно, чтобы в ней были соблюдены следующие правила:
1)       ситуация должна быть близка ребенку, должна напоминать историю его жизни;
2)       герой в сказке сталкивается с подобной неразрешимой проблемой, конфликтной ситуацией;
3)       в сказке могут появиться «помощники» — феи, волшебники;
4)       Они дают подсказки, но ничего не делают за героя;
5)       у него появляются варианты решения, но выбор осуществляет сам герой;
6)       герой проходит через испытания и через них получает новый опыт;
7)       опыт раскрывает новый способ решения проблемы;
8)       в сказке есть магия превращения, перевоплощения, метаморфозы;
9)       этот опыт можно перенести в свою реальную жизнь.
Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой».
Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области коррекции, развития и воспитания малышей.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку распознать сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, проиграть их в повседневной жизни. На сегодняшний день, сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Во-первых, сказки используют для коррекции детских страхов. Например, если ребенок боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. Вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.
Во-вторых, сказка дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной истории, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя, ребенок четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения, изображает, каким он видит решение проблем.
В-третьих, сказка несет в себе важный позитивный момент – укрепление детско-родительских отношений в семье.
Важен еще один параметр - содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка - например, в два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём.
Для лучшего понимания сказки в работе с детьми необходимо словесное описание подкрепить изображением - можно использовать показ иллюстрации в книжках, или действия по сказке с помощью кукол, разного вида настольного или пальчикового театра.
Детям 3-5 лет понятны и близки также сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает формироваться образное мышление, развиваются творческие способности ребенка, появляется желание фантазировать.
 В пятилетнем возрасте дошкольников интересуют образы людей в сказочных персонажах - принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В работе с детьми этого возраста необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приёмом является применение театра в работе с детьми: розыгрыш сказки в лицах.
 Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им старшие дошкольники узнают жизненную мудрость и начинают понимать смысл духовного развития человека. В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:
1) Художественные и народные сказки. Эти сказки способствуют воспитанию нравственных черт характера - взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
2) Развивающие и обучающие сказки, позволяют ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, поведения в различных ситуациях. Помочь ребенку приобрести навыки чтения, счета, повысить когнетивный уровень, используя сказки с математическими формами, фигурами, пространственными изображениями. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры, специально придуманные взрослыми.
3) Самостоятельно сочиненные ребенком сказки. Через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.
 Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.
 Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует устойчивые нравственные ценности, интерес к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает сблизиться взрослому и ребенку, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
 

Список использованной

и рекомендуемой литературы

1.       Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2012.
2.       Маховская О., Василькина Ю. Думай как ребенок, поступай как взрослый.
3.       Как научиться понимать своего ребенка. М., 2011.
4.       Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 2003.
5.       Остер Дж., Гоулд П. Р исунок в психотерапии. М., 2014.
6.       Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб., 2014.
7.       Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
8.       Прихожан А.М. Психология тревожности (дошкольный и школьный
возраст). СПб., 2009.
9.       Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. Т. 2. М., 2001.
10.   Психосоматика. Новейший справочник. М., 2003.
11.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:
Учеб. пособие. М., 1996.
12.   Руддестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:
теория и практика. М., 2016.
13.   Сказки народов мира. М., 1988.
14.   Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 2015.
15.   Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999.
16.   Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
17.   Шишкова С.Ю. Создайте счастливый сценарий своей жизни. Театроте-
рапия. Тесты и упражнения для детей и взрослых. М., 2018.
18.   Шоттенлоэр Г. Р исунок и образ в гештальт-терапии. СПб., 2001.
19.   Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
2020