Одним из практических методов психологического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это оптимальное средство психологического воздействия, развития творческого потенциала. Без нее адаптация в детском саду проходит сложнее, поэтому методы арт-терапии применяются в детских садах еще на этапе самого раннего развития ребенка дошкольного возраста. Арт-терапия сегодня занимает центральное место среди самых эффективных методов, используемых психологами и педагогами во время занятий с детьми. В процессе творчества дошкольники воплощают свои желания, мечты, эмоции позитива, а также тревожности и страхи. Перед педагогом открываются двери таинственного детского воображения, что позволяет узнать о ребенке что-то новое. Дошкольник способен выразить себя, а также познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации. Внутренний духовный мир ребенка очень нежен и раним, требует бережного к себе отношения. Психика дошкольника на начальном этапе самопознания окружающей действительности. В настоящее время развитие современного ребенка не возможно представить себе без преодоления трудностей: в семейных отношениях, в детском коллективе - в саду, в школе, и в социальной среде в целом. Как правильно оценить ситуацию и найти выход из положения, взрослые зачастую не находят ответа. Арт-терапевтические приемы – одно из действенных способов коррекции сложной ситуации. Арт-терапевтические приемы на занятиях стабилизируют уравновешивают динамические процессы детской эмоциональности. Этот метод предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для данного эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Для каждого возрастного периода развития дошкольников существуют свои приемы арт-терапии, для старших дошкольников используют упражнения более сложные и разносторонние, а для детей раннего возраста – примитивные, но от этого их значимость не становиться меньше. Основное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д. Сказка — имитация или метафора жизни. Литературная метафора употребление в переносном значении. Терапевтическая метафора — послание, обращение к сознательной и бессознательной сферам. Определений сказкотерапии достаточно много. Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Осознание этой связи создает возможность изменения и преобразования жизненного сценария. Лечение сказками, открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. 1. Объективизация проблемных ситуаций. 2. Активизация ресурсов, потенциала личности. 3. Экологическое образование и воспитание ребенка. Чтобы история была терапевтической, важно, чтобы в ней были соблюдены следующие правила: 1) ситуация должна быть близка ребенку, должна напоминать историю его жизни; 2) герой в сказке сталкивается с подобной неразрешимой проблемой, конфликтной ситуацией; 3) в сказке могут появиться «помощники» — феи, волшебники; 4) Они дают подсказки, но ничего не делают за героя; 5) у него появляются варианты решения, но выбор осуществляет сам герой; 6) герой проходит через испытания и через них получает новый опыт; 7) опыт раскрывает новый способ решения проблемы; 8) в сказке есть магия превращения, перевоплощения, метаморфозы; 9) этот опыт можно перенести в свою реальную жизнь. Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области коррекции, развития и воспитания малышей. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл. Сказка не только помогает ребенку распознать сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, проиграть их в повседневной жизни. На сегодняшний день, сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации. Во-первых, сказки используют для коррекции детских страхов. Например, если ребенок боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. Вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. Во-вторых, сказка дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной истории, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя, ребенок четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения, изображает, каким он видит решение проблем. В-третьих, сказка несет в себе важный позитивный момент – укрепление детско-родительских отношений в семье. Важен еще один параметр - содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка - например, в два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Для лучшего понимания сказки в работе с детьми необходимо словесное описание подкрепить изображением - можно использовать показ иллюстрации в книжках, или действия по сказке с помощью кукол, разного вида настольного или пальчикового театра. Детям 3-5 лет понятны и близки также сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает формироваться образное мышление, развиваются творческие способности ребенка, появляется желание фантазировать. В пятилетнем возрасте дошкольников интересуют образы людей в сказочных персонажах - принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В работе с детьми этого возраста необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приёмом является применение театра в работе с детьми: розыгрыш сказки в лицах. Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им старшие дошкольники узнают жизненную мудрость и начинают понимать смысл духовного развития человека. В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок: 1) Художественные и народные сказки. Эти сказки способствуют воспитанию нравственных черт характера - взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. 2) Развивающие и обучающие сказки, позволяют ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, поведения в различных ситуациях. Помочь ребенку приобрести навыки чтения, счета, повысить когнетивный уровень, используя сказки с математическими формами, фигурами, пространственными изображениями. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры, специально придуманные взрослыми. 3) Самостоятельно сочиненные ребенком сказки. Через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых. Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует устойчивые нравственные ценности, интерес к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает сблизиться взрослому и ребенку, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по сказкотерапии. СПб., 2012. 2. Маховская О., Василькина Ю. Думай как ребенок, поступай как взрослый. 3. Как научиться понимать своего ребенка. М., 2011. 4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 2003. 5. Остер Дж., Гоулд П. Р исунок в психотерапии. М., 2014. 6. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб., 2014. 7. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997. 8. Прихожан А.М. Психология тревожности (дошкольный и школьный возраст). СПб., 2009. 9. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. Т. 2. М., 2001. 10. Психосоматика. Новейший справочник. М., 2003. 11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М., 1996. 12. Руддестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 2016. 13. Сказки народов мира. М., 1988. 14. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 2015. 15. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999. 16. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 17. Шишкова С.Ю. Создайте счастливый сценарий своей жизни. Театроте- рапия. Тесты и упражнения для детей и взрослых. М., 2018. 18. Шоттенлоэр Г. Р исунок и образ в гештальт-терапии. СПб., 2001. 19. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.