НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Матвеева А.С. Формирование осознания половой принадлежности у детей среднего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Аннотация

В настоящее время существуют серьезные неразрешенные проблемы в сфере полового воспитания, в том числе, и детей дошкольного возраста. В программах и руководящих принципах не учитываются гендерные аспекты положения детей дошкольного возраста. В итоге содержание образования и обучения ориентировано на возрастные и психологические особенности детей в целом, а не мальчиков и девочек определенного возраста. Статья анализирует особенности формирования осознания половой принадлежности у детей среднего дошкольного возраста с позиции разных авторов.
Ключевые слова: пол, полоролевое воспитание, гендерное воспитание, полоролевое развитие

Formation of gender awareness in preschool children

Annotation

Currently, there are serious unresolved problems in the field of sex education, including pre-school children. Programs and guidelines are not taken into account gender aspects the situation of children of preschool age. As a result, the content of education and training focuses on the age and psychological characteristics of children in General, rather than boys and girls of a certain age. The article reveals the features of the role-playing development of children of the 5th year of life from the position of different authors.
Key words: gender, gender-role education, gender education, gender-role development
Средний дошкольный возраст является переходным к старшему дошкольному периоду и характеризуется как начало периода интенсивной социализации ребенка. В том числе, у ребенка развивается система представлений о сексуальной идентичности.
Татаринцева Е. Н. в своих исследованиях утверждает, что уже в возрасте пяти-шести лет половая идентификация ребенка с родителем своего пола обретает характер ролевой идентификации. Мотивационный механизм идентификации ролей с родителем того же пола заключается в необходимости продолжить эту роль в общении со сверстниками, то есть, в попытке соответствовать модели поведения родителя, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя компетентным и уверенным в их среде [7].
По словам Т. А. Репиной, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками уже существуют в период эмбрионального развития: половые гормоны влияют не только на сформирование анатомических особенностей рода, но также и на отличительные особенности развития мозга.
Например, девочки при рождении характеризуются по сравнению с мальчиками, меньшей массой тела, размерами сердца, легких, удельным весом мышц. В то же время уже через месяц происходит опережение общего развития девочек по сравнению с мальчиками. В будущем они скорее начнут ходить и разговаривать, у них большая устойчивость к болезням. Девушки обладают лучшей тактильной чувствительностью и чувствительностью к запахам.
В своем труде Т. П. Хризман доказывает, что мальчики и девочки дошкольного возраста характеризуются "разной стратегией мозга", а также разной генетической основой своих эмоций. Девочки в большей степени проявляют симпатию и сочувствие к человеку, у них повышенная устойчивость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к непостоянным обстоятельствам [8].
По мнению Т. М. Титаренко, различия мальчиков и девочек ярко выражены в физическом, умственном развитии, у них разные интересы. Таким образом, девочки обладают лучшими показателями в равновесии, гибкости, у них более развита мелкая моторика. Мальчики бегают быстрее, лучше прыгают с места, у них лучшая производительность в броске на расстоянии, больше развиты силовые характеристики. Девочки начинают читать раньше, использовать сложные грамматические структуры, их речь содержит различные оценки. У мальчиков, напротив, доминирует абстрактное мышление, лучше развиты логические способности, например, при решении математических проблем. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, в них показана внутренняя динамика психической жизни, желание не рассматривать, изменить [5].
Девочки интересуются людьми и окружающей средой: одеждой, посудой, предметами быта. Они любят играть с куклой, они показывают заботу. Мальчики интересуются видами транспорта: самолетами, автомобилями, поездами, кораблями. Они часто разбирают механизмы, чтобы понять их внутреннее устройство.
Таким образом, под влиянием взрослых, формируются и развиваются два типа людей с разной психикой, различными законами высших корковых функций, таких как язык, эмоции, мышление [4].
В возрасте 5 лет дети понимают, что пол навсегда дан природой: маленький мальчик будет, когда вырастет, - мужчина, дядя, отец, а девочка — женщина, тетя, мать. Мальчики и девочки смотрят на одежду, волосы, голос, лицо, а также на основные характеристики пола. Но чтобы объяснить, чем они отличаются от девочек, мальчики называют в качестве различий между ними, силу и особенности игры.
Такие исследователи, как Д. Н. Исаев, В. Б. Кан, И. С. Кон и др., указывают на то, что идентичность пола формируется в дошкольном возрасте, а в возрасте 5 лет гендерная идентичность уже в значительной степени сформирована. В. Б. Каган подчеркивает, что очень трудно исправить ошибки, связанные с идентификацией своего пола у детей, в более позднем возрасте.
Дети 5-го года жизни умеют определять пол, описать именно характеристики мальчиков и девочек: "девочки носят платья, косы, кудри, а мальчики играют с машинами, оружием, и у них короткие волосы" [3].
Т. И. Бабаева считает, что смешанное воспитание детей в совместном коллективе предоставляет все возможности для воспитания и консолидации мужественности и женственности [4].
По словам А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, которые опираясь на собственный образовательный опыт работы с детьми, подчеркнули, что в группе, в которой мальчики смелые, девочки легко могут культивировать женственность. С другой стороны, женственность девочек создает более благоприятные условия для воспитания мужественности среди мальчиков. Поэтому так важно, чтобы в жизни детей разного пола объединяли общие интересы, чувства и действия [6].
Э. Маккоби считает, что интерес к куклам у девочек в возрасте 5 лет меняется по своему характеру. Так, если 5-летняя девочка играет семейную роль, то после 5, играя с куклой Барби, она готовится сыграть роль очаровательной молодой женщины, которая красиво одета, причесана и раскрашена [6].
Таким образом, после изучения работ В. Е. Кагана, И. С. Кона, Т. А. Репиной, Т. В. Бендас, Т. П. Хризман и т. д. можно сделать выводы о том, что именно средний дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период, в котором происходит формирование полоролевой идентичности.
Именно в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает сопоставлять себя с родственником соответствующего ему пола, он уже усваивает какие-то нормы поведения, являющиеся характерными исключительно для его пола. В своих исследованиях авторы утверждают, что мальчик и девочка существенно отличаются уровнем физического, интеллектуального развития, а также они характеризуются разными интересами. К 5 годам каждый ребенок понимает, что пол — это то, что навсегда дано ему природой: и каждый мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, а каждая девочка — женщиной.

Список литературы

1.       Алёшина, Ю. А. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. А. Алёшина, А. С. Волович // Вопросы психологии -1991- № 4 — С.74–82
2.       Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. — СПб.: Питер, 2006–431 с.
3.       Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69.
4.       Пекина, О. В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте / О. В. Пекина // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 1270–1272.
5.       Психология личности: словарь-справочник / Под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. — К.: Рута, 2001. — 319 с.
6.       Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. — М.: Издательство Московского психолого–социального института. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. — 152 с.
7.       Татаринцева, Н. Е Динамика полоролевого развития дошкольников / Н. Е. Татаринцева // Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. — 2011г. — С. 10–11.
8.       Хризман, Т. П. Развитие функций мозга ребенка / Т. П Хризман. — Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1978. — 128 с.
9.       Шинкарева, Н. А. Научно-теоретический подход к проблеме формирования качеств женственности / Н. А. Шинкарева // Вектор науки Тольятинского государственного университета, Серия Педагогика и психология. — 2012. — № 4(11) — С. 333–335.
2018