Библиографическое описание:
Задемидченко В.П. Программа курса внеурочной деятельности «В мире сказок» по общекультурному направлению // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Пояснительная записка
По словам академика Д.С. Лихачёва, «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные векторы жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека, а это прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Личности в человеке возможно только в том случае, если осознаётся необходимость этого и возникает стремление преобразить собственное несовершенство. Следовательно, исцеление общества нужно начинать с «исцеления» его членов.
Приобщение детей к духовным богатствам, пожалуй, будет способствовать формированию гармоничной творческой личности, способной к сопереживанию, распознаванию «светлого» и «тёмного», доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, которое определяется как уклад школьной жизни и интегрируется в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм социальных отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс «Культура общения» предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
II Цель и задачи программы
Цель данного курса: познакомить детей с русскими народными сказками; уметь сравнивать прочитанные сказки;
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки
III Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ прочитанных и услышанных сказок;
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
-Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Основные виды деятельности:
- чтение и рассказывание сказок;
- навыки дискуссионного общения;
- рисование иллюстраций к прочитанным произведениях;
- составление своих сказок;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребенку красоту русских народных сказок.
IV Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа:
- Волшебные сказки (17 ч)
- Бытовые сказки (17 ч)
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Количество учащихся составляет 10-15 человек.
Тематическое планирование
Волшебные сказки (17 ч)
Тематическое планирование
Сказки бытовые (17 ч)
Содержание занятий
Сказки волшебные (17 ч)
Тема 1. Заклятый царевич (1 ч)
Как случилось, что купец в этой сказке оказался в волшебном дворце? Вспомни, что просит змей у купца в обмен на жизнь? Прочитай сказку Аксакова «Аленький цветочек» и подумай, в чем ее отличие от народной сказки «Заклятый царевич». Нарисуй иллюстрацию к сказке.
Тема 2. Морской царь и Василиса Премудрая (1 ч)
Как попал Иван-царевич в подводное царство и что он там увидел? Какие трудные задачи задает морской царь Ивану-царевичу? Слугами Василисы Премудрой оказываются муравьи, пчелы. Вспомни другие сказки, в которых трудные задачи решаются с помощью птиц, зверей, рыб и насекомых.
Тема 4. Свинка – золотая щетинка, утка – золотые перышки, золоторогий олень и золотогривый конь (1 ч)
В этой сказке, как в сказке про Емелю счастье достается младшему сыну-дураку благодаря полученному дару. Сравни две истории о том, как был получен волшебный дар. Решая трудные задачи, герой-дурак одерживает победу. Чем второе его торжество отличается от первого?
Тема 5. Волшебное кольцо (1 ч)
Кто или что приносит счастье герою этой сказки Мартынке? Что должен сделать Мартынка, чтобы получить волшебный дар? Вспомни и расскажи две истории из этой сказки: сначала о том, как Мартынка спасал животных от смерти и сколько он заплатил за их жизни: потом историю о том, как Мартынка спас девицу от огня и как с ним расплатились за ее спасение. Теперь подумай, чем похожи эти истории.
Тема 6. Царевна- змея (1 ч)
Сказка «Царевна-змея» заканчивается тем, что казак женится на прекрасной королевне. Чем заслужил он такую награду? Ответив на этот вопрос, ты сразу увидишь, что возможен следующий вопрос: а как это удалось казаку? Нарисуй иллюстрацию к этой сказке.
Тема 7. Заколдованная королевна (1 ч)
Попробуй сравнить между собой сказки «Царевна-змея» и «Заколдованная королевна». Что происходит в каждой сказке перед тем, как царевна и королевна избавляются от злых чар? Нарисуй картинный план к этой сказке так, чтобы он соответствовал событию сказки.
Тема 8. Итоговое занятие (1 ч)
В каком мире обычно происходят начальные и заключительные события сказок? Как ты думаешь, почему герой может достичь своей цели только в том случае, если решит трудные задачи? Рассмотри чудесные предметы (зеркало, кольцо, клубок, сапоги-скороходы) и придумай:
- трудные задачи, которые можно решить с помощью этих предметов;
- какие испытания проходит герой, чтобы получить этот дар;
Тема 9. Акция добрых дел «Книжкина аптечка» (1 ч)
Ремонт учебников и таблиц в классе.
Тема 10. Хаврошечка (1 ч)
В этой сказке три части. Найди каждую часть. На что больше похожа работа, которую выполняет Хаврошечка: на службу у Бабы-Яги или службу у Морского царя? Какую роль в решении трудных задач играет в этой сказке коровушка?
Тема 11. Василиса Прекрасная (1 ч)
Что нового о Бабе Яге ты узнаешь из этой сказки? Чем эта сказка похожа на сказку «Хаврошечка»? Что в этой сказке можно считать волшебным даром, полученным от Бабы-Яги?
Тема 12. Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды (1 ч)
Попробуй найти в этой сказке такое событие, которое разделяет историю на две главные части. Прочитай сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Какие события и персонажи сказки Пушкина похожи на события в сказке «Во лбу солнце»…
Тема 13. Бой на Калиновом мосту (1 ч)
Какое событие в этой сказке ты считаешь самым главным? Как ты думаешь, мог ли Иван – крестьянский сын один победить Змея Горыныча? Какую роль играли в каждом бою Иван-царевич и Иван-попович?
Тема 14. Хрустальная гора (1 ч)
Зачем в этой сказке нужен рассказ о том, как Иван-царевич решил спор звере, птиц и гадов? Что означает в этой сказке заточение царевны в хрустальной горе? Почему хрустальная гора исчезает, когда сжигают семечко, которое было спрятано в теле змея?
Тема 15. Сказка о молодильных яблоках и живой воде (1 ч)
Почему герой сказки уезжает из дома? Сравни причину его отъезда с теми, которые указаны в других сказках. Обрати внимание, как три царевича выбирают дорогу. В чем разница между Иваном-царевичем и его братьями?
Тема 16. Итоговое занятие (1 ч)
Сравни две сказки, прочитанные в разделе «Волшебные сказки» по плану:
1. Где происходит главное событие?
2. Есть ли сходство между героями этих сказок?
3. Благодаря чему герои сказок добиваются победы?
Сделай иллюстрацию к понравившейся сказке.
Тема 17. Акция добрых дел «Книжкина аптечка» (1 ч)
Ремонт книг в школьной библиотеке.
Бытовые сказки (17 ч)
Тема 1. Дочь-семилетка (1 ч)
Какую роль в сказке играет царь? С какой целью царь загадывает загадку и задает трудные задачи? Чем заканчивается сказка? как это связано с ее началом?
Тема 2. Как мужик гусей делил (1 ч)
Сколько частей в этой сказке? Сравни две части сказки. Что между ними общего? Какой бы ты нарисовал к этой сказке рисунок?
Тема 3. Мудрая дева (1 ч)
Чем ум-разум испытывается в этой сказке? В какой из частей ты видишь трудные задачи или загадки? Чем сказка «Мудрая дева» похожа на сказку «Дочь-семилетка»?
Тема 4. Мужицкий кафтан (1 ч)
Вспомни, на какую из предшествующих сказок похожа сказка «Мужицкий кафтан»? Расскажи эту сказку.
Тема 5. Воры и судьи (1 ч)
Раздели сказку на части. Представь себе, что у трех воров другие имена. Что изменится? Почему Наум смог рассказать все дело так, как оно было? И даже назвать все имена?
Тема 6. Знахарь (1 ч)
Сколько раз герой сказки находит пропавшие вещи? Почему воры решили, что мужик их узнал? Где происходит действие этой сказки?
Тема 7. Лутонюшка (1 ч)
Какие известные сказки напоминает тебе первая история? Почему волшебные сказки длинные, а бытовые сказки короткие?
Тема 8. Дурак и береза (1 ч)
Чем ты можешь объяснить, что у этой сказки счастливый конец? Чем дурак заслужил счастье? Сравни сказки «Дурак и береза» и сказку «Лутонюшка». Какая из них похожа на волшебную сказку?
Тема 9. Итоговое занятие (1 ч)
Какому испытанию подвергаются персонажи бытовых сказок? Что помогает или мешает им? Попробуй придумать сказку, похожую на те, с которыми ты познакомился.
Тема 10. Акция добрых дел «Книжкина больничка»
Ремонт книг в сельской библиотеке.
Тема 11. Как Иван-дурак дверь стерег (1 ч)
Сравни эту сказку со сказкой «Лутонюшка». Можно назвать эту сказку юмористическим рассказом. Вспомни свою смешную историю.
Тема 12. Солдатская загадка (1 ч)
Можешь ли ты перевести на обычный язык загадку, которую загадала старуха солдатам? Как солдатам удалось обмануть старуху? Кокое соревнование происходит в сказке: в мудрости или в обмане?
Тема 13. Как мужик домовничал (1 ч)
Сколько глупых дел совершил мужик? Попробуй нарисовать к этой сказке картинных план.
Тема 14. Про одного солдата (1 ч)
Что можно считать главным событием этой сказки? В сказке «Золотой гусь» король, прежде чем выдать дочь замуж за дурака, требует от него выполнения трудных задач. Как разворачиваются события в сказке «Про одного солдата»?
Тема 15. Жена-спорщица (1 ч)
Сколько раз мужик принимает решение? Какое решение самое неожиданное? Какой эпизод из сказки «Жена-спорщица» мог бы войти в сказку «Лутонюшка»?
Тема 16. Итоговое занятие (1 ч)
Придумай свою историю, в которую вошли бы как можно больше эпизодов из прочитанных сказок. Попробуй объяснить, что такое бытовая сказка? Чем она отличается от волшебной сказки?
Тема 17. Праздник сказки «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»! (1 ч)
Конкурс «Из какой сказки эти строчки»? Конкурс «Угадай название сказки по ее веще». Конкурс «Назови сказку и ее главного героя». Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
Задемидченко В.П. Программа курса внеурочной деятельности «В мире сказок» по общекультурному направлению // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Пояснительная записка
По словам академика Д.С. Лихачёва, «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные векторы жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека, а это прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Личности в человеке возможно только в том случае, если осознаётся необходимость этого и возникает стремление преобразить собственное несовершенство. Следовательно, исцеление общества нужно начинать с «исцеления» его членов.
Приобщение детей к духовным богатствам, пожалуй, будет способствовать формированию гармоничной творческой личности, способной к сопереживанию, распознаванию «светлого» и «тёмного», доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, которое определяется как уклад школьной жизни и интегрируется в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм социальных отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс «Культура общения» предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
II Цель и задачи программы
Цель данного курса: познакомить детей с русскими народными сказками; уметь сравнивать прочитанные сказки;
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки
III Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ прочитанных и услышанных сказок;
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
-Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Основные виды деятельности:
- чтение и рассказывание сказок;
- навыки дискуссионного общения;
- рисование иллюстраций к прочитанным произведениях;
- составление своих сказок;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребенку красоту русских народных сказок.
IV Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа:
- Волшебные сказки (17 ч)
- Бытовые сказки (17 ч)
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Количество учащихся составляет 10-15 человек.
Тематическое планирование
Волшебные сказки (17 ч)
Тематическое планирование
Сказки бытовые (17 ч)
Содержание занятий
Сказки волшебные (17 ч)
Тема 1. Заклятый царевич (1 ч)
Как случилось, что купец в этой сказке оказался в волшебном дворце? Вспомни, что просит змей у купца в обмен на жизнь? Прочитай сказку Аксакова «Аленький цветочек» и подумай, в чем ее отличие от народной сказки «Заклятый царевич». Нарисуй иллюстрацию к сказке.
Тема 2. Морской царь и Василиса Премудрая (1 ч)
Как попал Иван-царевич в подводное царство и что он там увидел? Какие трудные задачи задает морской царь Ивану-царевичу? Слугами Василисы Премудрой оказываются муравьи, пчелы. Вспомни другие сказки, в которых трудные задачи решаются с помощью птиц, зверей, рыб и насекомых.
Тема 4. Свинка – золотая щетинка, утка – золотые перышки, золоторогий олень и золотогривый конь (1 ч)
В этой сказке, как в сказке про Емелю счастье достается младшему сыну-дураку благодаря полученному дару. Сравни две истории о том, как был получен волшебный дар. Решая трудные задачи, герой-дурак одерживает победу. Чем второе его торжество отличается от первого?
Тема 5. Волшебное кольцо (1 ч)
Кто или что приносит счастье герою этой сказки Мартынке? Что должен сделать Мартынка, чтобы получить волшебный дар? Вспомни и расскажи две истории из этой сказки: сначала о том, как Мартынка спасал животных от смерти и сколько он заплатил за их жизни: потом историю о том, как Мартынка спас девицу от огня и как с ним расплатились за ее спасение. Теперь подумай, чем похожи эти истории.
Тема 6. Царевна- змея (1 ч)
Сказка «Царевна-змея» заканчивается тем, что казак женится на прекрасной королевне. Чем заслужил он такую награду? Ответив на этот вопрос, ты сразу увидишь, что возможен следующий вопрос: а как это удалось казаку? Нарисуй иллюстрацию к этой сказке.
Тема 7. Заколдованная королевна (1 ч)
Попробуй сравнить между собой сказки «Царевна-змея» и «Заколдованная королевна». Что происходит в каждой сказке перед тем, как царевна и королевна избавляются от злых чар? Нарисуй картинный план к этой сказке так, чтобы он соответствовал событию сказки.
Тема 8. Итоговое занятие (1 ч)
В каком мире обычно происходят начальные и заключительные события сказок? Как ты думаешь, почему герой может достичь своей цели только в том случае, если решит трудные задачи? Рассмотри чудесные предметы (зеркало, кольцо, клубок, сапоги-скороходы) и придумай:
- трудные задачи, которые можно решить с помощью этих предметов;
- какие испытания проходит герой, чтобы получить этот дар;
Тема 9. Акция добрых дел «Книжкина аптечка» (1 ч)
Ремонт учебников и таблиц в классе.
Тема 10. Хаврошечка (1 ч)
В этой сказке три части. Найди каждую часть. На что больше похожа работа, которую выполняет Хаврошечка: на службу у Бабы-Яги или службу у Морского царя? Какую роль в решении трудных задач играет в этой сказке коровушка?
Тема 11. Василиса Прекрасная (1 ч)
Что нового о Бабе Яге ты узнаешь из этой сказки? Чем эта сказка похожа на сказку «Хаврошечка»? Что в этой сказке можно считать волшебным даром, полученным от Бабы-Яги?
Тема 12. Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды (1 ч)
Попробуй найти в этой сказке такое событие, которое разделяет историю на две главные части. Прочитай сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Какие события и персонажи сказки Пушкина похожи на события в сказке «Во лбу солнце»…
Тема 13. Бой на Калиновом мосту (1 ч)
Какое событие в этой сказке ты считаешь самым главным? Как ты думаешь, мог ли Иван – крестьянский сын один победить Змея Горыныча? Какую роль играли в каждом бою Иван-царевич и Иван-попович?
Тема 14. Хрустальная гора (1 ч)
Зачем в этой сказке нужен рассказ о том, как Иван-царевич решил спор звере, птиц и гадов? Что означает в этой сказке заточение царевны в хрустальной горе? Почему хрустальная гора исчезает, когда сжигают семечко, которое было спрятано в теле змея?
Тема 15. Сказка о молодильных яблоках и живой воде (1 ч)
Почему герой сказки уезжает из дома? Сравни причину его отъезда с теми, которые указаны в других сказках. Обрати внимание, как три царевича выбирают дорогу. В чем разница между Иваном-царевичем и его братьями?
Тема 16. Итоговое занятие (1 ч)
Сравни две сказки, прочитанные в разделе «Волшебные сказки» по плану:
1. Где происходит главное событие?
2. Есть ли сходство между героями этих сказок?
3. Благодаря чему герои сказок добиваются победы?
Сделай иллюстрацию к понравившейся сказке.
Тема 17. Акция добрых дел «Книжкина аптечка» (1 ч)
Ремонт книг в школьной библиотеке.
Бытовые сказки (17 ч)
Тема 1. Дочь-семилетка (1 ч)
Какую роль в сказке играет царь? С какой целью царь загадывает загадку и задает трудные задачи? Чем заканчивается сказка? как это связано с ее началом?
Тема 2. Как мужик гусей делил (1 ч)
Сколько частей в этой сказке? Сравни две части сказки. Что между ними общего? Какой бы ты нарисовал к этой сказке рисунок?
Тема 3. Мудрая дева (1 ч)
Чем ум-разум испытывается в этой сказке? В какой из частей ты видишь трудные задачи или загадки? Чем сказка «Мудрая дева» похожа на сказку «Дочь-семилетка»?
Тема 4. Мужицкий кафтан (1 ч)
Вспомни, на какую из предшествующих сказок похожа сказка «Мужицкий кафтан»? Расскажи эту сказку.
Тема 5. Воры и судьи (1 ч)
Раздели сказку на части. Представь себе, что у трех воров другие имена. Что изменится? Почему Наум смог рассказать все дело так, как оно было? И даже назвать все имена?
Тема 6. Знахарь (1 ч)
Сколько раз герой сказки находит пропавшие вещи? Почему воры решили, что мужик их узнал? Где происходит действие этой сказки?
Тема 7. Лутонюшка (1 ч)
Какие известные сказки напоминает тебе первая история? Почему волшебные сказки длинные, а бытовые сказки короткие?
Тема 8. Дурак и береза (1 ч)
Чем ты можешь объяснить, что у этой сказки счастливый конец? Чем дурак заслужил счастье? Сравни сказки «Дурак и береза» и сказку «Лутонюшка». Какая из них похожа на волшебную сказку?
Тема 9. Итоговое занятие (1 ч)
Какому испытанию подвергаются персонажи бытовых сказок? Что помогает или мешает им? Попробуй придумать сказку, похожую на те, с которыми ты познакомился.
Тема 10. Акция добрых дел «Книжкина больничка»
Ремонт книг в сельской библиотеке.
Тема 11. Как Иван-дурак дверь стерег (1 ч)
Сравни эту сказку со сказкой «Лутонюшка». Можно назвать эту сказку юмористическим рассказом. Вспомни свою смешную историю.
Тема 12. Солдатская загадка (1 ч)
Можешь ли ты перевести на обычный язык загадку, которую загадала старуха солдатам? Как солдатам удалось обмануть старуху? Кокое соревнование происходит в сказке: в мудрости или в обмане?
Тема 13. Как мужик домовничал (1 ч)
Сколько глупых дел совершил мужик? Попробуй нарисовать к этой сказке картинных план.
Тема 14. Про одного солдата (1 ч)
Что можно считать главным событием этой сказки? В сказке «Золотой гусь» король, прежде чем выдать дочь замуж за дурака, требует от него выполнения трудных задач. Как разворачиваются события в сказке «Про одного солдата»?
Тема 15. Жена-спорщица (1 ч)
Сколько раз мужик принимает решение? Какое решение самое неожиданное? Какой эпизод из сказки «Жена-спорщица» мог бы войти в сказку «Лутонюшка»?
Тема 16. Итоговое занятие (1 ч)
Придумай свою историю, в которую вошли бы как можно больше эпизодов из прочитанных сказок. Попробуй объяснить, что такое бытовая сказка? Чем она отличается от волшебной сказки?
Тема 17. Праздник сказки «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»! (1 ч)
Конкурс «Из какой сказки эти строчки»? Конкурс «Угадай название сказки по ее веще». Конкурс «Назови сказку и ее главного героя». Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».