НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Батина Т.Н. Повышение профессиональной компетентности педагога

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


         В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования. Становится необходимостью педагогического управления процессом развития творческого, активного человека: увеличиваются запросы науки и техники в раскрытии особенностей, повышения компетентности педагогических работников дошкольных учреждений. Содержание образования по ФГОС ДО требует нового характера повышения компетентности, активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми и родителями. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, к самосовершенствованию.
   При реализации ФГОС ДО необходимо научно-методическое сопровождение, а это целенаправленная совместная деятельность методической службы и педагогов дошкольного образовательного учреждения, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической практики при решении задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессиональной педагогической деятельности. Об этом и гласит профессиональный стандарт, где заложены требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, а также трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания.
    Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов ДОУ,  отметили у некоторых из них устаревший взгляд на задачи дошкольного образования и воспитания, роль и место педагога, однообразие методического арсенала. Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивая партнерскую совместную и самостоятельную деятельность детей. Начинающие педагоги теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ. Но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии, недостаточно знаний о психолого-педагогических закономерностях развития ребенка.
   В связи с этим было решено повысить уровень профессиональной компетентности педагогов не только своевременным направлением на курсы повышения квалификации, но и другими формами и средствами. Поэтому педагоги ДОУ прошли профессиональную переподготовку по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования». \
       Повышение квалификации, переподготовка специалистов, способных работать в соответствии с современными требованиями, выбор инновационных направлений, мотивация педагогов к использованию новшеств, умелое руководство инновационными процессами, поиски ценного педагогического опыта, нового облика образовательного учреждения, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и социальному заказу родителей, индивидуальности каждого ребенка, стали важными составляющими методической работы с кадрами.
    На педагогическом совете были поставлены задачи:
   - обеспечить реализацию инновационных стратегий;
   - ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;
   - создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого педагога и специалиста.
       На основе изучения ресурсов педагогической компетентности, потенциальных возможностей в организации образовательного процесса, с помощью анкетирования, тестирования, самоанализа, самооценки, наблюдения и анализа деятельности специалистов, бесед разработан план методической работы.
  В МКДОУ созданы все условия для непрерывного процесса самообразования, развития и проектирования творческой деятельности каждого педагога. Первоочередной задачей стало своевременное прохождение курсовой подготовки – основы повышения педагогической компетентности, качества познавательно-практической деятельности, посещение семинаров, проводимых представителями науки и практики.
      Используются активные методы обучения: социоигровые семинары, педагогические ринги, позволяющие обсудить проблемы и находки, узнать что-то новое, продемонстрировать свои методические приемы, профессиональную компетентность.
      На практических занятиях, круглых столах была создана модель своевременного дошкольного учреждения, обсужден образ современного педагога, проведены творческие отчеты: «Это я делаю хорошо», «У меня не получается, испытываю затруднения…»
     Педагоги обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного образования, о современных технологиях и методик. Адресная помощь педагогам осуществляется через собеседование, которое способствует не только закреплению знаний, пониманию необходимости постоянно их усовершенствовать, но и развитию аналитических способностей, конструктивного мышления, проявлению устойчивого интереса к профессии, опыту других коллег.
    Полезным делом в повышении уровня самообразования стало составление портфолио педагога, позволяющее каждому специалисту грамотно планировать свою деятельность, курсовую подготовку, замечать недостатки в работе и намечать пути устранения недочетов.
   Помощь в развитии аналитических умений оказывают и практикумы по совместному созданию вопросников, алгоритмов анализа мероприятий, которые помогают педагогам осознавать свою значимость, повышают их ответственность за порученное дело, учат выделять важные компоненты мероприятия и вырабатывать требования к их проведению. Как известно то, что пропускается педагогам, пропускается через его ум и сердце, легче принимается и используется в работе. Участие в конкурсе педагогического мастерства также является одним из факторов развития профессионализма педагога.
    Для  максимальной активизации имеющихся знаний и передачи их коллегам использовались преимущественно интерактивные методы: «Вопросы по кругу». «Диалог по цепочке» и другие. Система методических мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогов, их организация проведения сформировали активную позицию педагога мыслительной деятельности, расширили профессиональные интересы, способствовали развитию поисково – творческой деятельности, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации. 
       Ведь современный воспитатель детского сада – это человек умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
   Основой компетентности педагога ДОУ является наличие у него субъективной позиции, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.

                       Список литературы
1.                Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование -2003. №2.
2.                Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ // М. – 2010.
3.                Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности – что общего и в чем различие // К. – 2006
4.                Генкин Б.М. Основы управления персоналом // М.- 2005.
5.                Маейр А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // М.- 2003

2022