Исследовательская и проектная деятельность

Позднякова Н.А., Черноусова М.В. Проектная деятельность в детском саду. Проект "Сказочное путешествие по Стране дедушки Корнея"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf

 31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского (настоящее - имя Николай Васильевич Корнейчуков) – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.
        Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался, о чём они говорят, думают, переживаю. Писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие «неотъемлемым атрибутом детства». Сказки Чуковского становятся способом познания мира.
        В процессе развития сюжета сказок Чуковского друг друга сменяют два постоянных: страшное и смешное. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника.
        Именно поэтому, знакомясь с удивительным миром К. Чуковского в дошкольном детстве, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.

  Актуальность проекта

        В век современных технологий, к великому сожалению, очень  мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им  при общении.
        Корней Чуковский - один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К.И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.
        Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.

Вид проекта: творческо-познавательный.
Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

По времени проведения: краткосрочный (2 недели- март)

Задачи проекта


Образовательные:

v Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
v Формировать навыки устной речи.
v Совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать.
v Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.

Развивающие:

v Мотивировать детей и родителей на развитие традиций семейного чтения.
v Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
v Развитие интереса к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги.
Воспитательные:
v Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия   к попавшим в беду.
v Воспитывать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.
Практические:
v Создавать условия для поддержания интереса у детей к чтению художественной литературы.
v Вовлечение родителей в проектную деятельность.

     В рамках проекта проводились тематические беседы, выставки художественной литературы, игры, викторины, театрализованная деятельность, репродуктивная деятельность. В ходе проектной деятельности проводились занятия по чтению художественной литературы, беседы, занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка, рисование, аппликация. инсценировка сказки «Муха - Цокотуха»).
 Результаты проекта:

v Участие детей в проекте поспособствовало сплочению  детско - взрослого коллектива, формированию знаний о художественных произведениях К.И. Чуковского.
v У детей повысился интерес к произведениям художественной литературы.
v Собрана папка с методическими наработками «По стране Дедушки Корнея».

Оборудование и материалы:

Книги К.И. Чуковского, иллюстрации к произведениям, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр по сюжетам сказок, видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности.

Этапы реализации проекта

        1 Этап: Подготовительный
         - Формулировка проблемы.
- Сбор материалов о жизни и творчестве писателя К.И. Чуковского.
- Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по домашнему чтению.

2 Этап: Аналитический
- Обсуждение плана работы.
- Анализ собранных материалов.
- Обсуждение алгоритма действий по проекту.
- Распределение обязанностей.
- Анкетирование родителей.
3 Этап: Основной
- Организованная образовательная деятельность: чтение произведений К.И. Чуковского.
- Рассматривание иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского.
- Заучивание стихотворений.
- Викторины по произведениям К.И. Чуковского.
- Составление картотеки по сказкам К.И. Чуковского.
- Просмотр презентации о жизни и творчестве К.И. Чуковского.
- Театрализованная деятельность: инсценировки сказки «Муха-Цокотуха».
- Выставка и проведение беседы в методическом кабинете «Путешествие по сказочной стране Дедушки Корнея.
- Продуктивная деятельность: Лепка по сказке "Федорино горе", рисование: "Мойдодыр", "Любимые герои сказок К.И. Чуковского".
- Игровая деятельность: д/и «Любимые сказки».
- Сюжетно ролевые игры: "Доктор Айболит", "В гостях у Мухи Цокотухи" и др.
- ИКТ-игра «Что за прелесть эти сказки»
4 Этап: Рефлексивный
- Подведение итогов проектной деятельности.
     В ходе проектной деятельности у детей повысился интерес к чтению художественной литературы. Дети многое узнали о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского, с удовольствием заучивали и декламировали отрывки из сказок. Реализация проекта осуществлялась в форме сказочного путешествия по «Стране Дедушки Корнея».      
        Проект прошел успешно. Цель проектной деятельности достигнута, все задачи выполнены.

Библиографический список

1. Кузнецова, Н., Литературные конкурсы/Н. Кузнецова//Дошкольное воспитание: 2010 - №8 - С. 56-64
2. Микляева, Н.В. Читаем и обыгрываем сказки/Н.В. Микляева//Ребенок в детском саду: 2011 - № 2 - С. 31-34
3. Чуковский К.И. От двух до пяти: книга для родителей/К.И. Чуковский.- М.: Педагогика,1990.- 384с.
4. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» методическое пособие для детей от 3-7 лет, М,М-С, 2010
5. Русская литература для детей.//под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998 г
6. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
7. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
 

2022-06-21 11:09 2022