Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf
Цели: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа, умения составлять слова, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; понятие у детей давать основные характеристики звуков; упражнять в звуковом анализе слов; развитие фонематического восприятия, словесно – логического мышления, слухового внимания, памяти, воображения, тонкой и общей моторики; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, любви к русскому языку, умение работать в микрогруппах.
Оборудование:
Звукозапись «звукового письма», ИКТ презентация, «Волшебный мешочек» с буквами, «Слоговая гусеница», касса букв, шкатулка, фишки для звукового анализа, карточки со схемами предложений, кроссворды, медальки в форме букв, «Волшебный карандаш».
Ход занятия:
Организационный момент.(Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия.)
- Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от царицы Грамматики)
«Мои дорогие юные друзья! Я царица Грамматика. Я узнала, что вы хорошо занимались на занятиях по Обучению грамоте. Поэтому, только вы сможете мне помочь. Некоторые жители моего королевства разбежались кто куда, я вас прошу помочь вернуть их. Вас ожидают интересные задания, которые вы можете выполнить. За каждое задание получите букву и вернёте их в Страну Знаний! Если вы справитесь со всеми заданиями, значит вы будете хорошими учениками в школе и только тогда вы сможете открыть мою посылку для вас. Желаю вам удачи!!!
- А вы, ребята, хотите быть хорошими учениками? (ответы детей)
- Вы готовы отправиться в Страну Знаний? (ответы детей)
Психологический настрой
- Тогда соберем свои силы и знания, возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путь, на помощь царице.
В. - Настроенье, каково!
Д. - Во!
В. - Все, такого мнения?
Д. - Все, без исключения!
В. - Может Вы, уже устали?
Д. - Мы с собой таких, не брали!
В. - Может, ляжем отдохнём?
Д. - Нет, заниматься мы начнём!
- У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
- Вот мы, и попали в Страну знаний. А вот и первое задание:
1. Дидактическая игра «Умные ручки»
- В этом мешочке спрятались буквы. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны, можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как скажешь слово, начинающиеся с этой буквы.
- Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)
- Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)
- Назовите гласные звуки. (а, о, у, и, ы, э)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
2. Игра – презентация
- Ребята посмотрите на экран, здесь, для вас есть задания.
- Вы справились и получаете букву.
Гимнастика для глаз
А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем, дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем и опять их открываем.
Смело можем показать, как умеем мы моргать.
Головою не верти, влево посмотри, вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо - упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо, а глаза закрой руками.
3. Упражнение «Звукобуквенный анализ»
(Закрепление навыков звукового анализа, развитие словесно - логического мышления)
- Ребята, здесь для вас загадка.
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно чтению учиться. (книга)
- Вам нужно напечатать это слово из букв и сделать звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).
4. «Строительная»
- Ребята, составьте предложение со словом «книга», и схему этого предложения (дети составляют предложения и делают графическую схему этого предложения, один у доски).
- Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились и вы получаете букву!
Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Вот Грамматики зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.
Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
- В стране знаний картинки живут,
Названия картинок на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
- Посмотрите на нашей волшебной поляне такие интересные цветы, один цветочек один слог, два – два слога, три – три слога.
(каждому ребёнку - картинка)
5. Дидактическая игра «Слоговая гусеница» (Закрепление слогового анализа)
Я - гусеница не простая, гусеница слоговая.
Слоги могут в слова превращаться, если с ними уметь обращаться.
Пропущу я тех вперед, кто слова во мне найдет.
- Ребята, возьмите каждый по три слога, одного цвета на слоговой гусенице, и составьте слово.
6. Дидактическая игра «Отгадай слово»
- А вот и город Буквенный.
-Здесь снова записка: «Отгадки спрятались, прочитайте слова»
Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждет:
«Пусть найдут меня ребята, ну-ка, кто меня найдет?»
- Рассмотрите картинки, составьте из первых звуков слова.
7. Кроссворды (две команды)
У царицы Грамматики Помощников не счесть, Средь них один чудесный и умный Гномик есть. Он для вас приготовил кроссворд, вы ж проявите свое умение, знания, смекалку.
- Чтобы разгадать кроссворд, нужно назвать картинку и вписать слова-отгадки в клеточки под нужной цифрой. Проверка. Какое слово получилось по вертикали? (Школа, парта)
- Ребята, вы молодцы. Вы собрали все убежавшие буквы. Давайте, из этих букв составим слово. (Алфавит)
(после того как задание будет выполнено, опять звучит голос Королевы Знаний)
« Спасибо ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, и за это я вас награжу, теперь вы можете открыть мою посылку. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»
- Ребята, прежде чем мы откроем эту шкатулку, послушайте стихотворение Валентина Берестова.
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать, не надо ждать, а можно взять, и почитать!
( воспитатель достаёт сундучок, а в нем находятся медальки, «Веселые буквы», для каждого ребенка. Воспитатель раздает медали каждому ребенку.)
- Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)
Итог занятия
- Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что, больше всего вам понравилось на занятии?
- А теперь попрощаемся с гостями:
«До свидания, до свидания. Приходите к нам ещё. Мы вас любим горячо».
Библиографический список
1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 67 с.2. Гозмяк О. С. Говорим правильно [Текст] / О. С. Гозмяк. – М.: ГНОМ, 2016. – 92 с.
3. Журова Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду. Дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Л. Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
4. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова: альбом для работы с детьми 4-6 лет, пособие для логопедов, воспитателей, родителей [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2014. – 173 с.