НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Громовик С.Г., Семешова Е.В. Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в группе компенсирующей направленности в свете STEAM-образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf

Аннотация. Актуальная задача современного мира – подготовка ребенка к жизни в новом обществе, развитие у него особых интеллектуальных способностей, направленных на работу с быстроменяющейся информацией, развитие умений перерабатывать и практически использовать полученную информацию. Детский сад решает это через создание определенной предметно-пространственной среды в группе.
Ключевые слова: STEAM, дошкольник.
Итак, для начала нужно сказать, что же такое STEAM – это наука, технологии, инженерия, математика и искусство. STEAM образование быстрыми шагами входит в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Какие профессии будут востребованными, к чему готовить детей, какие пространственные решения для этого необходимы? Мы, конечно же, задались этими вопросами. Изучив STEAM (на семинарах, семинарах-практикумах в других городах России) мы на родительских собраниях говорили об этом с нашими родителями, совместно просматривали презентации по этому вопросу. Совместно продумывали предметно-пространственную среду в свете STEAM в нашей группе. Ведь совершенно ясно и понятно, что новый век, новые технологии будут предъявлять совершенно другие требования к нашим детям. И мы, взрослые, и педагоги и родители должны помочь детям определиться в этом потоке, не отстать от новой информации и технологии. Ведь STEAM дает детям возможность изучать мир системно, он развивает детскую любознательность и познавательную активность, учит критически оценивать полученные результаты, вырабатывает командный навык работы и инженерный стиль мышления.
Итак, несомненным и огромным плюсом считаем развитие инженерного мышления. Воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности (дети с ОНР, дизартрией) с большим желанием работают с линейкой-спирографом. Да, конечно, потребовалось какое-то время, для того, чтобы навык развился, а затем у детей просто заискрилась фантазия. Не каждый взрослый выдумает с помощью данного инструмента нечто интересное. Каждая работа – это полет фантазии и действие ума. Необычные решения, полученные на бумаге, влекли за собой необычные названия. Наши «инженеры» с легкостью рассказывали, где и как они видят свой созданный образ. Разнообразные конструктора и игрушка «Дженга» дополнили инженерный мир группы. Затейливые летательные аппараты из ЛЕГО, новейшие авто из металлического конструктора – все очень привлекло детей. Работа шла в парах, малых подгруппах, индивидуально. Но самым замечательным стало то, что вся группа объединялась, для просмотра и оценки новых изделий. Так для воздушного транспорта был сделан специальный аэродром, для испытаний авто – напольное шоссе и город. Все это легко трансформируемое, полифункциональное, в доступности для детей. Окружающая обстановка в группе так же способствует развитию наших воспитанников. Так нами было придумано следующее интерьерное решение: подвесной шар, лежа под которым дети могут прочесть слова, расположенные по кругу от шара, найти на самом шаре заданные буквы, и объяснить почему буква того или иного цвета. Как девчатам, так и мальчикам понравилось играть лежа на полу. Большое пространство в группе занимает облако слов. Слова расположены в разном порядке, написаны разным шрифтом. Еще одним из интересных нюансов хотелось бы выделить центр экспериментирования. Здесь при необходимости дети могут взять нужную схему, а кто-то обходится и без нее, т.к. умеет читать. Можно провести эксперимент и тут же сделать вывод. Так мы группой наблюдали за поведением краски на молоке, киселе и соли. Так же было интересно рассматривать рост кристаллов и окрашиванием листьев цветка в разные цвета. Наблюдать за состоянием эмали зуба (в качестве примера брали скорлупу яйца). Мы стимулируем детей на исследования, а они учатся делать выводы. Неотъемлемой частью СТИМ образования является Аrt. Сочетание науки и искусства развивает оба полушария головного мозга ребенка. В этой области простор для фантазии. Ведь под Аrt могут пониматься разные направления – и архитектура, и живопись, и музыка, и скульптура, и поэзия. Каждый ребенок может попробовать себя в роли творца, используя разнообразные инструменты для создания своего творческого замысла в центре «Творчества». Мы стремимся к тому, чтобы наши дети по прошествии многих лет обязательно стали полноценными и нужными специалистами в своем государстве, мы развиваем в них качества, диктуемые новым временем и потребностями. Мы стараемся развивать навыки критического и инновационного мышления, креативность, через такие разные, вышеописанные дисциплины, ведь STEAM интегрирует эти дисциплины в единую схему обучения. Ведь уже очень многие специалисты отмечают, что прогрессивные технологии повышают мотивацию и расширяют базовые знания. Придерживаясь STEAM, этой инновационной методики мы надеемся выйти на новый уровень совершенствования навыков наших воспитанников, вырастить их конкурентно-способными членами общества.
2019