НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Агафонова М.И. Место и роль ИКТ в организации методического кабинета в дошкольном учреждении

Библиографическое описание:
Агафонова М.И. Место и роль ИКТ в организации методического кабинета в дошкольном учреждении // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток не только на развитие личности современного ребенка, но и мотивирует педагогические кадры на повышение своей ИКТ-компетентности.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или нет, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс не только школ, но и дошкольных учреждений.

Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых информационных технологий в свою практическую деятельность.

Одним из путей повышения ИКТ-компетентности педагогов и качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является методическая работа.

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет.

Методический кабинет ДОУ – это:

· центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогически опыт и т.д.);

· центр повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства);

· центр анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении.

Целью деятельности методического кабинета является создание единого информационного и методического пространства.

Задачи методического кабинета:

· создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогических работников;

· создание условий для обучения всех участников образовательного процесса новым технологиям обучения и воспитания;

· диагностирование запросов и корректировка методических затруднений педагогов;

· развитие и поддержка инициативы педагогов, стремления к творческому росту, проявления своей педагогической индивидуальности;

· распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ.

Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) », утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 среди необходимых умений для осуществления деятельности по реализации программ дошкольного образования отмечается «Владение педагогом ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста…».

ИКТ-компетентность - понятие охватывает знания, навыки и понимание, необходимые для должного, безопасного и эффективного использования ИКТ в целях обучения и познания в профессиональной деятельности педагогов.

Прежде всего, это общие представления о совокупности используемых программ, т.е. программном обеспечении, которое бывает системное (операционная система windows, драйверы устройств, программы-архиваторы: WinRAR, Win ZIP, антивирусные программы) и прикладное.

Использование средств ИКТ универсального назначения предполагает:

– овладение общепринятыми инструментами работы в личном информационном пространстве на компьютере (файловыми операциями и графическим интерфейсом);

– освоение пользовательских навыков в применении элементарных возможностей офисных технологий;

– использование технологий навигации и поиска необходимой информации в сети Интернет;

– использование электронной почты и технологий сетевого общения;

– общее представление о мультимедийных и сетевых образовательных ресурсах.

Примеры прикладного программного обеспечения:

Microsoft Word - текстовый редактор, позволяет готовить тексты и создавать рисунки;

Power Point - программа для создания и проведения презентаций;

Paint – графический редактор, позволяет создавать и редактировать рисунки;

Microsoft Excel - Предназначен для обработки данных в табличной форме;

Мультимедиа проигрыватели - предназначены для воспроизводства звука, анимации и видео.

Использование Интернета помогает педагогу в поиске материалов для учебной, методической, воспитательной работы; позволяет обмениваться педагогическим опытом, необходимыми документами; является одним из способов самообразования; делает возможным создания собственных сайтов и сайтов образовательных учреждений.

Еще одним примером использования ИКТ в методическом кабинете, может быть Web-портфолио педагога. (…)

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии – это технологии обмена информацией, коммуникации. Они подразумевают использование:

- информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение;

- информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти;

- мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др.;

- аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски.

Оснащение образовательного учреждения должно способствовать овладению педагогами современными технологиями.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Однако внедрение ИКТ в систему дошкольного образования возможно лишь при повышении профессиональной информационной культуры самих педагогов.

Необходимо создать и поддерживать в дошкольной образовательной организации атмосферу учащегося сообщества, в котором люди ценят знания, ежедневно учатся друг у друга и поддерживают друг друга. Если коллективу ДОУ удастся освоить эти направления, то ИКТ-технологии станут большим помощником.

Литература.

1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

2. Иван Калаш. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор, - ЮНЕСКО, 2011.

3. Кулаева А.В., Л.А. Хохлова. Статья «ИКТ-компетентность - требование профессионального стандарта педагога». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10, 2014. МЦФЭР образования.

4. Шишкина М.Е. Возможно ли использование ИКТ в детском саду? Сборник научных статей «Социалогия ИКТ», выпуск I, составитель и отв. Ред.: кандидат социологических наук Н.И. Комарова, http://screen.ru/ikt/index.html
2023