НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Петракова И.Ю. Новый подход к игре-головоломке танграм в обучении старших дошкольников

Библиографическое описание:
Петракова И.Ю. Новый подход к игре-головоломке танграм в обучении старших дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Головоломка танграм известна людям уже около 4000 лет. Считается, что это изобретение принадлежит китайскому мудрецу, которому тогда поклонялись как божеству. Согласно в «Восьмой книге Тана», написанной С. Лойдом в 1903 г., самой первой книгой о танграме было «Собрание фигур», изданное на рисовой бумаге в Китае в 1803г. Семь книг Лойда соответствовали семи стадиям эволюциям Земли, как и семь фигур танграма. В Китае и Европе головоломку изготавливали из дерева и слоновой кости. Уже к концу XVIII века эта головоломка стала популярной во многих странах и среди всех слоев населения. Есть упоминание, что увлекался головоломкой и знаменитый Наполеон Бонапарт. Существует еще ряд других версий о возникновении танграма. Эта – одна из самых популярных. Игра дошла до наших дней, и пользуется широкой популярностью у детей и взрослых.

Особенно активно танграм применяется в работе с детьми 5–7 лет, как заинтересованными родителями, так и педагогами в образовательных учреждениях.

Дошкольный возраст является одним из самых интересных периодов в жизни человека. Ребенок приобретает знания умения и навыки, которые пригодятся ему в жизни, впитывает как губка. Все действия легко проходят через игру, ведь игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению через образы и представления. Ребенок, выполняя различные действия, примеряет на себя разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон, что способствует развитию мыслительной способности человека.

Современные игровые технологии тесно переплетаются с традиционными. Сейчас собирать танграм можно как классическим способом, так и виртуально на компьютере или интерактивной доске. Игра учит детей играть по правилам, выполняя инструкции. Развивает мелкую моторику рук, наглядно-образное мышление, воображение, внимание, восприятие, комбинаторные способности, понимание цвета. Помогает освоить элементарные математические представление о форме, величине, пространстве. Русский ученый Я. И. Перельман в 1927 г выпустил книгу «Фигурки головоломки из 7 кусочков», где подробно описал значение головоломки: «Из 7 кусочков разрезанного квадрата можно не только складывать забавные фигурки. Но и почерпнуть некоторые сведения из геометрии».

Доступность танграма – одно из важных условий обучения. Игра состоит из семи плоских деталей. Настольную головоломку можно купить, а можно изготовить самостоятельно из бумаги, картона, пластиковых папок для тетрадей. При игре необходимо соблюдать главное правило: фигурки должны соприкасаться не перекрывая друг друга.

Игру дети осваивают поэтапно. Сначала можно составить изображения из двух-трех элементов, прикладывая детали друг к другу, и смотреть, что получится: дом, елка, гриб, конфета и т. д. Затем можно предложить готовые карты-схемы с прорисованными деталями. Далее – контурные изображения или полностью закрашенную фигуру. Это более сложное задание, так как ребенок самостоятельно определяет место каждой отдельной части в целом. Примером таких игр и игровых упражнений могут быть:«Что на что похоже?», «Собери и назови».

Рисунок 1. Игровое упражнение «Собери и назови»

Игра многофункциональна. С помощью игровых заданий и упражнений «Раздели фигуры на группы», «Найди похожие фигуры», «Что на что похоже?», «Подбери по цвету полянку для цветка», «Бригантины поднимают паруса», «Разложи фигуры по порядку» дошкольники осваивают сенсорные эталоны цвет, форму, величину, порядковый и количественный счет. Такие игры тоже могут быть интерактивными.

Рисунок 2. Игра «Бригантины поднимают паруса»

Танграм является игрой, которая способствует метапредметным связям. Из элементов танграма дети собирают фигурки, которые можно объединить общей темой «Дикие звери», «Домашние животные», «Птицы», «Цифры», «Буквы». Такие задания развивают умение систематизировать знания о предметах и явлениях, обобщать множества в единое целое.

Игровые упражнения «Придумай сказку», «Жили-были», «Где гулял котенок», «Зоопарк» пополняют активный словарь детей, развивают диалогическую и монологическую речь. Фантазия дошкольников не имеет границ. Обучающиеся придумывают неповторимые сюжеты. Дети с удовольствием разыгрывают мини-спектакли, широко применяя в театрализованной деятельности художественное слово. Игры-драматизации по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» тренируют память, мышление, воображение, фантазию, выразительность речи и движений. Дети заранее выбирают сюжет и распределяют роли. Такие игры способствуют высокому эмоциональному настрою дошкольников, желанию осваивать новые игры с танграмом.

Игровые упражнения «Оживи фигуру» также интересны детям. Они развивают творческий потенциал дошкольников, эстетический вкус, аккуратность. Задания объединяются одной темой. После коллективного обсуждения, каждый ребенок собирает нужную фигурку, обводит ее по контуру и раскрашивает фломастерами или цветными карандашами. Прорисовывает глаза, нос, рот животным и человечкам, декорирует мелкими деталями технику и другие предметы. Полету фантазии дошкольника нет предела. Дети создают красочных, забавных, даже сказочных персонажей. В виде аппликации фигурки объединяются на листе формата A1. Получаются интересные сюжеты, такие как «Зоопарк», «Космос», «Машины -помощники», «На море». Красочные коллективные сюжетные работы очень нравятся и детям, и родителям.

Рисунок 3. «Зоопарк»

Современный подход к древней китайской игре-головоломке и неиссякаемая фантазия педагога способствует разностороннему развитию ребенка, желанию безбоязненно идти вперед, креативно подходить к заданию. Воспитанию любознательного, коммуникабельного, творческого человека, который сможет применить свои знания в разных сферах своей дальнейшей деятельности.

Библиографический список

1. Мациевский С. В. Математическая культура. Игры: учебное пособие / С. В. Мациевский. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. 120 с.

2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1990. 94 с.: ил.

3. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. Обнинск: Световид, 2009. 192 с.

4. Танграм // Занимательные головоломки. Де Агостини, 2012. № 5. С. 13-16.

4. Владимирова Е. Е. Танграм: от истории к современности / Е. Е. Владимирова, С. Н. Васильева. Юный ученый. 2015. № 2 (2). С. 88-94. URL: https://moluch.ru/young/archive/2/119/ (дата обращения: 15.07.2023).

5. Драко М. В. Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки. Попурри, 2009. 56 с.
2023