Исследовательская и проектная деятельность

Чернова М.Н., Федотова М.А. Педагогический проект «Осенний листопад в нашей группе» для младшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf

Аннотация:
Проект «Осенний листопад в нашей группе» краткосрочный, групповой.
Сроки проведения: краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта: дети 1 младшей группы (1.6 - 3 года), воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Актуальность:
Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных процессов в природе, не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?». Дети очень любознательны и хотят знать, поэтому мы решили провести углубленную работу по ознакомлению с природой через познавательно - исследовательскую деятельность. Так же привлечь родителей к изучению «Осени», мотивируя их совершать целевые прогулки, изготовлять совместно с детьми поделки из природного материала, осуществлять подбор художественной литературы на заданную тему.
Цель проекта:
Способствовать обогащению представлений детей об осени как времени года, его характерных особенностях.
Задачи проекта:
1. Формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев).
2. На основе расширения ориентировки в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь по теме.
3. Воспитывать добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанное с красотой природы.
4. Познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени. Вызвать у детей интерес к иллюстрациям в книгах.
5. Развивать умение передавать образ осени доступными для данного возраста способами художественного творчества.
6. Формировать умение различать сенсорные свойства: величину (большой, маленький), цвет (желтый, красный, зеленый, синий), качества (мокрый, грязный).
Ожидаемый результат
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления знаний об окружающем мире, для сенсорного воспитания. Проект поможет заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе по проекту дети научаться наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления – листопад, холодный дождь, ветер и пр., познакомятся с качествами природного материала, у детей активизируется словарь (научатся называть цвет осенних листьев), разовьется зрительное и слуховое внимание, укрепится сила мышц руки.
Осень – время адаптации детей к условиям детского сада. Общение с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому.
Подготовительный этап:
1. Консультация для родителей «Осень. Мы пошли гулять»
2. Папка – передвижка «Осень»
3. Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала».
4. Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.
Основной этап:
1)               Дидактическая игра «Сложи листик»
Задачи:
1. Учить детей складывать из двух частей целое, называть получившийся предмет.
2. Учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета, понимать и использовать в активной речи слова «такой же», «не такой».
3. Учить понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного.
2) Художественное творчество (рисование) «Коллективная работа» «Осеннее дерево»                                   
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
Задачи:                                    
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ладонью-пальцеграфией;
2. Придумать композицию рисунка, его цветовую гамму;
3. Развивать совместное творчество детей.
4. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
5. Закрепить знания желтого и красного цветов.
6. Воспитывать аккуратность.
3) Художественное творчество (аппликация) «Это платье золотое у березки на плечах»
Задачи:
1. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.
2. Учить накладывать листочки на некотором расстоянии друг от друга.
3. Закрепить знание желтого цвета.
4. Воспитывать интерес к коллективному творчеству.
4) Образовательная деятельность во время режимных моментов:
- «Наблюдение за ветром»
Задачи:
1. Закрепить знание детей о ветре.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи: деревья качаются, листья кружатся, летят – это ветер дует.
 -Прогулка «Наблюдаем листопад»
Задачи:
1. Показать детям краски «золотой осени», закрепить знание желтого цвета.
2. Раскрыть новое понятие «листопад».
- Дидактическая игра «Времена года»
1. Познакомить детей с самыми характерными признаками осени года (листопад, люди одеты теплее, идут дожди и пр.);
2. Научить детей различать на картинках осень.
- Дидактическая игра с предметами-орудиями «Достань листочки»
Задачи:
1. Упражнять детей в подтягивании к себе предметом-орудием листочки.
2. Развивать координацию движений рук, глазомер, ориентацию в пространстве.
3. Воспитывать в детях целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
- Дидактическая игра на развитие зрительного и слухового внимания «Найди все листочки»
Задачи:
1. Развивать зрительное внимание.
2. Развивать слуховое внимание.
- Дидактическая игра «Разложи листочки по цвету»
Задачи:
1. Учить детей различать цвета, правильно называть их.
2.Учить раскладывать листочки в ведерки по принципу «такой – не такой».
5) Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Задачи: уточнить название осеней одежды.
6) Пальчиковая гимнастика
Задачи: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.
Осенний букет
Раз, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики по очереди.
Будем листья собирать. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Листья березы, листья осины, Загибаем пальчики по очереди.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Дождик
Дождик, дождик, поливай! Кончиками пальцев ударяем по другой ладошке
Будет хлеба каравай, Вытягиваем руки вперед, соединяем их в «каравай»
Будут пряники и сушки, Лепим пирожки.
Будут вкусные ватрушки! Соединяем большой и указательный пальчики в колечко.
Паучок.
Паучок бежал по ветке Малыши бегут ручками по столу.
А за ним все его детки. Ручки бегают от кисти до плеча.
Дождик с неба вдруг полил - Машут ручками.
Паучка на землю смыл. Ручки падают на колени
Солнце стало пригревать - Поднимают руки вверх
раздвинув пальчики.
Паучок бежит опять! Ручки бегут по столу.
7) Дыхательная гимнастика «Чей листок раньше улетит»
Задачи: укреплять дыхательную мускулатуру, развивать длительный плавный выдох.
Воспитатель предлагает рассмотреть листочки, их цвет, предлагает долго, плавно подуть на листок и посмотреть, как он полетит. Можно устроить соревнования «чей листок улетит раньше», «Чей листок улетит дальше».
8) Чтение художественной литературы об осени
Задачи: Развивать умение слушать художественные произведения, понимать смысл при помощи объяснения воспитателя.
И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;
М. Ходякова «Осень»;
А. Плещеев «Осень наступила»;
М. Ивенсен «Падают листья»;
В. Митрович «Листопад, листопад».
9) Рассматривание осенних иллюстраций, беседа о красоте осени
Задачи: Развивать умение замечать красоту осенней природы.
10) Подвижные игры
Задачи: Учить свободно двигаться по площадке, действовать по сигналу воспитателя.
1. Игра проводится с листочками в руках.
Листочки летали, (Дети свободно бегают по игровой площадке,
Листочки кружились; кружатся, взмахивая листочками по показу взрослого)
Листочки устали
И вниз опустились. (Садятся на карточки, опускают руки.)
Подул ветер (Воспитатель изображает ветерок султанчиком)
На них – и опять (бегает, кружась, взмахивая руками.)
Все детки – листочки
Хотят полетать! (Дети снова бегут, кружатся среди листопада.)
2. «Дождик лей»
Дождик лей, лей, лей, (Дети машут руками.)
На меня и на людей, (Показывают на себя и на других ребят.)
На людей по ложке, (Складывают ручки ложечками.)
На меня по крошке,(«Крошат» ручками на себя.)
А на Бабу – Ягу (Делают страшное лицо.)
Лей по целому ведру! (Двумя руками «выплескивают» воду.)
Заключительный этап:
1)               Оформление помещения группы: украшаем интерьер нашей группы на осеннюю тематику с помощью родителей.
2)               Организация выставки детских работ.
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты: дети узнали, что осень это одно из времен года; познакомились с элементарными признаками осенними, дарами осени. У детей повысился познавательный интерес к изучению нового, создано радостное, осеннее настроение. Сформирован интерес к совместному творчеству. Пополнился словарный запас.
Родители получили новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и получили рекомендации, как применять знания на практике.

Список литературы:

1.                Иванова Л.В. Стихи с движениями для развития речи. СПб.: Речь, 2011.
2.                Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В.Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011. – 272 с.
3.                От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4.                4. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
2022-07-12 16:03 2022