Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf
В настоящее время происходит интернационализация в области высшей школы. Сейчас создается единое образовательное пространство. После того как наша страна стала полноценным участником Болонской образовательной системы, а именно части масштабного процесса унификации стандартов в сфере образования на всех его уровнях, особенно актуальным стало нормативно-правовое обеспечение системы образования.
Нормативно-правовое обеспечение образования предполагает определенные нормы. Правовой акт синтезирует в себе общие обязательные правила поведения, создаваемые и охраняемые государством. К общим нормативно-правовым актам причисляют конституцию страны, иные законы, различные нормативные документы, которые утверждены органами исполнительной власти.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности в образовании является важным и необходимым инструментом управленческой работы. Термин «норма» рассматривается в качестве узаконенного установления обязательного порядка, построения новой системы. Термин «право» рассматривается в качестве совокупности обязательных общих правил, которые санкционированы либо установлены государством.
За длительный период времени в России был накоплен большой опыт в сфере образования, разрабатываются и улучшаются образовательные программы для детей с разным уровнем развития, проводится работа с трудными подростками, организация досуга, помощь, развитие научного потенциала страны, занятость в период каникул и другие аспекты развития образовательного процесса.
Чтобы оценить нормативно-правовое обеспечение образования РФ, необходимо рассмотреть данный вопрос с позиций системного подхода на региональном, федеральном, муниципальном уровнях, а также в рамках отдельной образовательной организации. Содержание, смысл, использование любых нормативных и правовых актов в первую очередь определяются свободами и правами человека и гражданина, которые установлены основным законом нашей страны – Конституцией. Поэтому нормативно-правовое обеспечение образования Российской Федерации базируется на Конституции РФ, законодательных документах страны, нормативных приказах и распоряжениях Министерства образования и науки в РФ. Также в данную систему включены распоряжения региональных, муниципальных органов, распоряжения по конкретным образовательным организациям.
Нормативно-правовое обеспечение среднего образования в качестве основного компонента рассматривает права и обязанности граждан, которые декларированы в Конституции нашей страны, на базе которых функционирует современное законодательство РФ (ФЗ от 29.12.2012 №273, ст. 29). Реализация образовательной деятельности связана с трудовым законодательством, законом РФ «Об образовании», законами о предпринимательстве, Гражданским кодексом РФ, законами, связанными с уголовным и административным правом.
На муниципальном уровне в сфере управления образованием регламентируется, помимо Закона № 273–ФЗ, дополнительно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципалитеты, как правило, являются учредителями муниципальных образовательных учреждений, организуют предоставление населению образовательных услуг в объеме и в соответствии с федеральным законодательством, ведут учет и контроль предоставляемых услуг и их качество, а также осуществляют бухгалтерское и экономическое обслуживание образовательных учреждений. Т.е., можно сказать, что именно от муниципалитетов зависит качество образования в нашей стране на ближайшие перспективы.
Основными инструментами реализации государственной политики в сфере образования являются государственные программы развития образования, а также принятые субъектами РФ соответствующие государственные программы развития образования. Каждая программа призвана обеспечить соответствие качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, создать систему непрерывного образования, а также обеспечить потребности социально-экономического развития РФ в части условий для развития человеческого потенциала.
Для обеспечения выполнения мероприятий разработанных программ ежегодно осуществляется ее корректировка и разрабатываются необходимые нормативные правовые акты.
Огромную роль вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ. В Совете Федерации и Государственной Думе работают специальные парламентские комитеты по образованию и науке, которые состоят из депутатов, имеющих профессиональную связь с образованием. Перед тем как принять определенный закон, его тщательно обсуждают специалисты и представители общественности.
Общий вектор развития системы образования задан в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне, таких как Концепция долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683), Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р), и ежегодно уточняется посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Парламентская газета. - № 11. – 20.03.2020.2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // Российская газета. № 88, 23.04.2021.
3. В.И. Шкатулла Образовательное право: учебник для вузов / В.И. Шкатулла.- М.; Юстицинформ, 2015.- 774 С.