Библиографическое описание:
Кулибекова Н.Ю. Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по английскому языку» для 9 классов среднего общего образования // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
1. Пояснительная записка
1.1. Общая характеристика курса
Необходимость совершенствования языковой подготовки обучающихся образовательных учреждений общего и среднего (полного) образования предусматривает серьезное расширение возможностей учащихся по приобретению иноязычной языковой компетенции. Курс «Подготовка к ОГЭ по английскому языку» предназначен в качестве практического для учащихся 9 класса.
В настоящее время широко развиваются международные контакты, политические, деловые и культурные связи между государствами. Общество нуждается в специалистах не только со знанием иностранных языков, но и со знанием истории, культуры и традиций страны изучаемого языка. Данный курс разработан для учащихся 9-х классов на базе пособия для подготовки к ОГЭ, Музланова Е.С. ОГЭ-2022 «20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ» и пособия по страноведению Ю.Б. Голицинского «Великобритания». Учебники и книги для чтения к УМК «Spotlight» Е.Ваулина, Д.Дули, В.Эванс, О. Подоляко содержат информацию об истории, литературе, культуре и традициях Великобритании, но фрагментарно и не дают целостного представления о стране и ее особенностях.
Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов английского языка, которые входят в содержание единого государственного экзамена. Курс дополняет и развивает школьный курс английского языка, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования и направлен на удовлетворение образовательных потребностей старших школьников, их аналитических способностей. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам английского языка, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой знаний и умений по английскому языку, необходимых при сдаче выпускного экзамена, а для некоторых школьников - необходимых для продолжения образования. В процессе освоения содержания данного курса ученики овладевают новыми знаниями или углубляют изученный материал, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают обще учебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс его изучения становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.
Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, выполнение практической части грамматических заданий, использование готовых клише для рассуждения при говорении, опорных конспектов, справочников, компьютерных тестов, самостоятельное составление (моделирование) тестов.
Методической основой данного курса является деятельностный подход к обучению английского языка. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное решение ими заданий, развитие коммуникативной догадки и способы выразительности речи.
1.2. Цели и задачи, решаемые в 9 классе при реализации данной программы.
Цель курса: обеспечение индивидуального и систематического сопровождения учащихся при подготовке к выпускным экзаменам по английскому языку. Эта цель подразумевает следующие задачи: а) развивать умения учащихся понимать основное содержание аутентичных текстов, определять тему и выделять главные факты; б) развивать у учащихся навыки спонтанной устной и письменной речи на базе чтения художественных, публицистических и научно-популярных текстов; в) развивать навыки письменной речи и стилистическое чутье; г) обогащать словарный запас; с) развивать лексические и грамматические навыки учащихся.
Основная образовательная программа курса определяется необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам.
Задачи курса:
- расширение и углубление школьного курса английского языка;
- актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по английскому языку;
- развитие интереса учащихся к изучению английского языка;
- расширение кругозора учащихся в области страноведения;
- обучение заполнению бланков ОГЭ;
- психологическая подготовка к выпускным экзаменам.
1.3. Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Организация на занятиях элективного курса должна существенно отличаться от урочной: учащемуся необходимо давать достаточное время на размышление, приветствовать любые попытки самостоятельных рассуждений при описании фотографий, совместные способы решения грамматических заданий. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
1.4. Основные приоритеты методики изучения элективного курса
1) обучение через опыт и сотрудничество; 2) интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов); 3) личностно-деятельностный и субъект-субъективный подход (большое внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
1.5. Место элективного курса в учебном плане.
Для освоения курса в 9 классе отведен 1 час в неделю (34 часа в год) из учебного плана МОБУ СОШ № 2.
2. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты обучения:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, а также отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты обучения:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
3. Содержание учебного курса
4. Требования к уровню подготовки
По окончании изучения курса ученик должен знать/понимать:
- основное содержание аутентичных текстов, определять тему и выделять главные факты;
- признаки изученных грамматических явлений;
- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
говорение
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную тематику;
- делать краткие сообщения и презентации по темам
аудирование
- понимать основное содержание аутентичных текстов, выделять значимую информацию, определять тему и выделять главные факты;
чтение
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;
- читать аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
- писать личные письма;
- писать личные письма электронного характера;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать медиаресурсы, организовывать самостоятельную работу учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе осуществлять консультационные процедуры через электронную почту.
5. Тематическое планирование
Тематический план
9 класс
6. Организация аттестации учащихся
Предусмотрено проведение промежуточных зачетов по окончанию каждого блока, выполнение творческих заданий и итоговой зачетной работы. При прослушивании блоков лекционного материала и проведении семинара, закрепляющего знания учащегося, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований оценивается, но неудовлетворительные и удовлетворительные оценки не выставляются, тем самым создается ситуация успеха. Формы и средства контроля:
- тестирование;
- самопроверка;
- взаимопроверка учащимися друг друга;
- собеседование;
- письменный и устный зачет;
- проверочные письменные работы;
- наблюдение.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ1. Музланова Е.С. Английский язык. ОГЭ-2022 «20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ», Москва: издательство АСТ.
2. «Экспресс-репетитор по всем видам речевой деятельности». Е. Музланова. Экспресс-паблишинг, 2021.
3. Ю.Б. Голицынский «Великобритания».
4. Терентьева О.В., Гудкова Л.М. «Английский язык в схемах и таблицах для подготовки к ОГЭ», Москва: издательство АСТ, 2020 год.
Кулибекова Н.Ю. Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по английскому языку» для 9 классов среднего общего образования // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
1. Пояснительная записка
1.1. Общая характеристика курса
Необходимость совершенствования языковой подготовки обучающихся образовательных учреждений общего и среднего (полного) образования предусматривает серьезное расширение возможностей учащихся по приобретению иноязычной языковой компетенции. Курс «Подготовка к ОГЭ по английскому языку» предназначен в качестве практического для учащихся 9 класса.
В настоящее время широко развиваются международные контакты, политические, деловые и культурные связи между государствами. Общество нуждается в специалистах не только со знанием иностранных языков, но и со знанием истории, культуры и традиций страны изучаемого языка. Данный курс разработан для учащихся 9-х классов на базе пособия для подготовки к ОГЭ, Музланова Е.С. ОГЭ-2022 «20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ» и пособия по страноведению Ю.Б. Голицинского «Великобритания». Учебники и книги для чтения к УМК «Spotlight» Е.Ваулина, Д.Дули, В.Эванс, О. Подоляко содержат информацию об истории, литературе, культуре и традициях Великобритании, но фрагментарно и не дают целостного представления о стране и ее особенностях.
Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов английского языка, которые входят в содержание единого государственного экзамена. Курс дополняет и развивает школьный курс английского языка, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования и направлен на удовлетворение образовательных потребностей старших школьников, их аналитических способностей. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам английского языка, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой знаний и умений по английскому языку, необходимых при сдаче выпускного экзамена, а для некоторых школьников - необходимых для продолжения образования. В процессе освоения содержания данного курса ученики овладевают новыми знаниями или углубляют изученный материал, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают обще учебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс его изучения становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.
Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, выполнение практической части грамматических заданий, использование готовых клише для рассуждения при говорении, опорных конспектов, справочников, компьютерных тестов, самостоятельное составление (моделирование) тестов.
Методической основой данного курса является деятельностный подход к обучению английского языка. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное решение ими заданий, развитие коммуникативной догадки и способы выразительности речи.
1.2. Цели и задачи, решаемые в 9 классе при реализации данной программы.
Цель курса: обеспечение индивидуального и систематического сопровождения учащихся при подготовке к выпускным экзаменам по английскому языку. Эта цель подразумевает следующие задачи: а) развивать умения учащихся понимать основное содержание аутентичных текстов, определять тему и выделять главные факты; б) развивать у учащихся навыки спонтанной устной и письменной речи на базе чтения художественных, публицистических и научно-популярных текстов; в) развивать навыки письменной речи и стилистическое чутье; г) обогащать словарный запас; с) развивать лексические и грамматические навыки учащихся.
Основная образовательная программа курса определяется необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам.
Задачи курса:
- расширение и углубление школьного курса английского языка;
- актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по английскому языку;
- развитие интереса учащихся к изучению английского языка;
- расширение кругозора учащихся в области страноведения;
- обучение заполнению бланков ОГЭ;
- психологическая подготовка к выпускным экзаменам.
1.3. Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Организация на занятиях элективного курса должна существенно отличаться от урочной: учащемуся необходимо давать достаточное время на размышление, приветствовать любые попытки самостоятельных рассуждений при описании фотографий, совместные способы решения грамматических заданий. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
1.4. Основные приоритеты методики изучения элективного курса
1) обучение через опыт и сотрудничество; 2) интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов); 3) личностно-деятельностный и субъект-субъективный подход (большое внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
1.5. Место элективного курса в учебном плане.
Для освоения курса в 9 классе отведен 1 час в неделю (34 часа в год) из учебного плана МОБУ СОШ № 2.
2. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты обучения:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, а также отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты обучения:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
3. Содержание учебного курса
4. Требования к уровню подготовки
По окончании изучения курса ученик должен знать/понимать:
- основное содержание аутентичных текстов, определять тему и выделять главные факты;
- признаки изученных грамматических явлений;
- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
говорение
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, опираясь на изученную тематику;
- делать краткие сообщения и презентации по темам
аудирование
- понимать основное содержание аутентичных текстов, выделять значимую информацию, определять тему и выделять главные факты;
чтение
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;
- читать аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
- писать личные письма;
- писать личные письма электронного характера;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать медиаресурсы, организовывать самостоятельную работу учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе осуществлять консультационные процедуры через электронную почту.
5. Тематическое планирование
Тематический план
9 класс
6. Организация аттестации учащихся
Предусмотрено проведение промежуточных зачетов по окончанию каждого блока, выполнение творческих заданий и итоговой зачетной работы. При прослушивании блоков лекционного материала и проведении семинара, закрепляющего знания учащегося, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований оценивается, но неудовлетворительные и удовлетворительные оценки не выставляются, тем самым создается ситуация успеха. Формы и средства контроля:
- тестирование;
- самопроверка;
- взаимопроверка учащимися друг друга;
- собеседование;
- письменный и устный зачет;
- проверочные письменные работы;
- наблюдение.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ1. Музланова Е.С. Английский язык. ОГЭ-2022 «20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ», Москва: издательство АСТ.
2. «Экспресс-репетитор по всем видам речевой деятельности». Е. Музланова. Экспресс-паблишинг, 2021.
3. Ю.Б. Голицынский «Великобритания».
4. Терентьева О.В., Гудкова Л.М. «Английский язык в схемах и таблицах для подготовки к ОГЭ», Москва: издательство АСТ, 2020 год.