Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного учреждения, чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Нашей задачей как педагогов является:
• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу.
• Формирование бережного отношения к природе и ко всему живому.
Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское воспитание, или играют огромную роль в становлении личности (патриота). Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом листе своя природа, свои традиции и свой быт. Надо показать ребёнку, что родной край, город славен своей историей, лучшими памятниками, лучшими людьми.
Работая учителем – дефектологом и классным руководителем в коррекционной школе 8 вида на занятиях, на классных часов, в свободной деятельности очень хочется познакомить детей с историей замечательного края, где мы живём Республикой Карелией. Для знакомства детей с историей образования Карелии ставлю задачи:
1.Образовательные:
- Формировать представление о происхождении родного края;
-формировать представление о жизни древнего человека; о петроглифах.
- познакомить детей с профессией археолога
2.Развивающие:
-развивать мышление, внимание, память;
-развивать словарный запас детей.
3.Воспитательные:
-воспитание бережного отношения к духовным ценностям родного края.
Начиная эту большую и интересную работу, мы с детьми просматриваем презентации «Загадки древней Карелии», «Петроглифы», рассматриваем картинки с изображением петроглифов, карточки с перфорацией в виде карельских петроглифов. В самом начале пути – кропотливая работа по созданию «Словаря», дети совместно с родителями ищут объяснения новых непонятных слов, например,
Основные понятия (Понятийный словарь)
Археолог ученый, изучающий жизнь и культуру древних народов, по сохранившимся предметам
Земледелие обработка земли с целью выращивания на ней овощей
Землянка крытое углубление в земле, вырытое для жилья
История наука, изучающая прошлое
Карелы коренное население Карелии
Ледник движущийся лед
Обычай традиционно установившиеся правила общественного поведения
Петроглифы наскальные рисунки
Раскопки вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников
Рельеф характеристика неровностей поверхности земли
Поселение место, где кто-то живет
Символ условный знак
Скала каменная гора с острыми выступами
Стоянка остатки древнего поселения
Утварь предметы домашнего обихода
Словарь оформляем в отдельную папку, пользуем очень часто – когда составляем рассказы, рисуем, беседуем. Детям нравятся непонятные, почти «волшебные» слова.
Сначала, об археологах. Есть такие люди, чья профессия связана с разгадыванием загадок истории.
«Археологи»: это люди, чья профессия называется «Археологи». Многие тайны и загадки хранит наша земля! Ученые археологи вели раскопки, и обнаружили на территории Карелии остатки древних поселений. Бережно снимая слой за слоем земли, археологи обнаружили остатки орудий труда и домашней утвари. По маленьким частицам, найденным глубоко под землей, ученые узнали о жизни наших древних предков.
Археологи предлагают и вам попробовать разгадать некоторые загадки истории.
Когда впервые показываю фотографии карельских петроглифов – детский восторг! Это необычные картинки, а в них зашифрованы послания от наших древних предков. И мы попробуем расшифровать их.
«Карелия - наш край родной». Мы живем в самой большой и красивой стране в России, а Россия делится на множество республик, краев, областей. А как называется наша республика? (Карелия) Наш край очень живописен в нем множество озер, рек, лесов. Но так было не всегда…
«Ледник» Много лет назад на территории Карелии находился огромный ледник, вся земля была покрыта льдом, люди ни как не могли жить в таких условиях. (Почему?).
«Сход ледника» Прошло много тысяч лет и началось потепление, ледники стали таять. Вода тающего ледника стала наполнять все впадины и трещины рельефа. Появились сухие возвышенности, между которыми зашумели реки, заплескались озера. В эти озера и реки с юга пошла рыба, а на берега, покрывшиеся лесом и травой, стали переселяться лесные звери.
«Древние люди» А туда, где есть лес и добыча должны были прийти люди. Они ловили рыбу, охотились на мелких зверей, собирали ягоды и грибы.
«Поселение древних людей» Раньше не было домов, люди жили в землянках и шалашах. Селились же они на берегу рек и озер. Почему? Ответы детей
«Орудия труда» Для охоты и земледелия люди начали изготовлять из камней орудия труда (копья, наконечники для стрел, ножи, луки и стрелы). Но как мы об этом узнали? Ведь раньше не было ни книг, ни телевидения…(Предположения детей)
«Петроглифы» Но не только с помощью этих древних предметов мы узнаем о жизни древнего человека. Во все времена люди любили рисовать. В те далекие времена еще не было бумаги, красок, карандашей. Люди научились рисовать на скалах: при помощи острого каменного ножа они выбивали рисунки, которые называются петроглифы. На поверхности прибрежных они изображали животных, птиц, рыб, лодки, людей и непонятные для нас знаки.
«Изучение петроглифов» Для того чтобы изучить петроглифы ученые переносили наскальные изображения на огромные листы бумаги при помощи графита (ведь кусок скалы с собой не увезешь).
Предлагаю поиграть в археологов. (Это очень интересный момент в нашей деятельности. Сначала мы мнём листы бумаги, затем закрашиваем серой краской – ведь древние люди рисовали на скалах, и белой гуашью рисуем).
Очень нравится детям рисовать на камушках – это так необычно! Летом собираю небольшие камушки, мою. Когда подходит момент – белой гуашью рисуем животных, людей, орудия труда.
Дополнительная продуктивная деятельность с детьми:
«Петроглифы» (рисование гуашью на камнях по образцу)
«Орудия труда» (лепка из пластилина по образцу)
«Наша летопись» (создание книги о своей жизни, рисунки)
«Наши работы» (оформление выставки детских работ).
Список литературы:
1. Моя Карелия. Путешествие по родному краю Н.П. Кутьков Учебник для 5 класса. Изд. Петрозаводск Фонд творческой инициативы 2012
2. Край, в котором ты живешь/ Л.Н. Шитикова - Петрозаводск Карелия, 1990.
Используемые интернет ресурсы:
1. http://elena-tour23.ru/tour/sportivno-priklyuchencheskiy/318
2. http://dev.geophoto.ru/?action=show&id=202922
3. http://vsekommentarii.com/news/2012/07/03/6627376.htm
4. http://vedkar.ru/culture/news/2922/uragan
5. http://www.forum-psor.ru/topic/12292-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC/page-3
6. http://commons.m.wikimedia.org/wiki/Commons:Featured_pictures/Places
7. http://kareliya.rgo.ru/2011/06/29/priroda-karelii/
8. http://www.gfaclaims.com/2011/08/27/page/7/
9. http://arheopark.ru/m/core/info/poseleniye?pic=16.jpg
10. http://edu.of.ru/itnews/default.asp?ob_no=107857
Приложение 1
Фотографии петроглифов, которые предлагаются детям.