Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Ананьева Е.В. Виртуальные музеи как образовательная среда

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Модернизация образования является сегодня важнейшей государственной задачей, направленной на обеспечение подготовки квалифицированных кадров. Поэтому ежегодно разрабатываются новые образовательные стандарты, идущие в ногу со временем, совершенствуются не только методические аспекты преподавания дисциплин, но и технологии обучения.
Перед каждым современным педагогом стоит актуальный вопрос, как заинтересовать и увлечь обучающихся на своих занятиях? Особенно остро он звучит для преподавателей гуманитарного цикла, которые обучают студентов технических специальностей.
Вопросам методики преподавания гуманитарных дисциплин, в частности литературы, русского языка, истории, в профессиональных образовательных учреждениях посвящено множество научных работ, где рассматриваются актуальные вопросы, направленные на то, как повысить интерес обучающихся к данным предметам. Современные преподаватели стремятся идти в ногу со временем и используют на своих занятиях все возможные формы ИКТ.
Из множества различных приемов и методов, стимулирующих учебную деятельность учащихся, можно выделить учебную виртуальную экскурсию. Эта форма образовательного процесса дает потенциал для развития познавательной и творческой активности личности, коммуникативных качеств.
Впервые виртуальные музеи были применены в учебном процессе в общеобразовательных школах Л.В. Нургалеевой в 2003 году, ею были подготовлены занятия, рассчитанные на младшие классы, после чего были разработаны и подготовлены уроки по виртуальным музеям для старших классов средней школы. Основная цель занятий заключалась в том, чтобы развить у школьников навык коммуникативного общения.
Также вопросам реализации данной технологии посвятили свои работы А.В. Штыров, А.М. Коротков, Т.Е. Максимова, А.В. Никитин, Д.В. Земляков и др. Актуальность обращения к феномену виртуальных музеев в процессе обучения обусловлена потребностью в повышении познавательного интереса и активности учеников, в стимулировании их к изучению предмета, в сближении процесса обучения и потребностей учеников в использовании информационных технологий [1, с.32].
Рассмотрим, прежде всего, смысл понятия «виртуальный музей». Согласно «Словарю актуальных музейных терминов» под «виртуальным музеем» понимается созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т.п. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями «музейных предметов», наличием трехмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже ее самостоятельного моделирования. [2, с.49]. На бытовом уровне виртуальным музеем нередко называют сайт реально существующего музея.
Понятие «виртуальный музей» содержит в себе собрание разного рода Web-страниц. Они обязаны размещаться на одном или нескольких Web-серверах. Подобные странички содержат в себе сборники и фотографии экспонатов из разнообразных художественных собраний. Такого рода виртуальный музей можно сделать в варианте каталога (плоский). Есть еще один вид, когда «гость» способен проделать путь по залам или комнатам и любоваться экспонатом со всех сторон (трехмерным). «Гость» такого музея может самостоятельно выбрать любой понравившиеся ему объект, посмотреть его, а также при желании сохранить к себе на компьютер [3, с.44].
Обращение к виртуальным музеям на уроках литературы и истории обусловлено не только желанием преподавателя повысить интерес обучающихся к предметам, но и повысить уровень их знаний.
Виртуальные экскурсии по литературе и истории можно разделить на следующие виды:
1. биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя или известного исторического деятеля;
2. литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга, исторической личности;
3. историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
4. литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам; обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем или деятелем.
Так, например, обратившись к сайту Культура РФ (https://www.culture.ru/museums/institutes), можно найти множество ярких, интересных и познавательных виртуальных литературных и исторических музеев (музей серебряного века, государственный музей-заповедник С.А.Есенина, музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна», государственный исторический музей, музей Отечественной войны 1812 года, музей-усадьба А.Суворова и многие другие). Создатели данного проекта подготовили не только виртуальные туры, но и подобрали самую важную и интересную информацию, что помогает преподавателю в организации занятий.
Успех любой экскурсии, в том числе и виртуальной, зависит от тщательности ее подготовки. Поэтому на первоначальном этапе после многократного посещения выбранного интернет-сайта музея и изучения материалов экспозиции педагог должен определить цели и задачи предполагаемой экскурсии. Затем составляется маршрут перемещения по виртуальным выставочным залам, в котором необходимо заранее выделить те объекты экспозиции, на которые следует обратить особое внимание учащихся.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой и исторической информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой преподаватель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них.
Оказавшись на литературной экскурсии, обучающийся становится настоящим исследователем, занимающим активную поисковую позицию. А в процессе поиска ответов на интересующие вопросы возникает потребность в общении, приводящая к обмену рациональной и эмоциональной информацией, опытом, выработке взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. При помощи экскурсии возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности.
Проведение учебных экскурсий усиливает практическую направленность обучения, реализуя тем самым принципы наглядности и связи обучения с жизнью.
Таким образом, использование виртуальных экскурсий на занятиях литературы и истории позволяет приблизиться к выполнению «золотого правила» дидактики, сформулированного Яном Амосом Коменским: «Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами» [4, с.384]
Виртуальный музей – это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому.

Библиографический список

1. Модернизация образования: актуальные проблемы, поиски, решения: монография / В. А. Астафьева, Т. А. Дворникова, С. В. Рослякова, Л. Н. Рыбалко и др. – Новосибирск, 2013. — 244 с.
2. Музей. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - №5. - с. 49.
3. Кононихин Н.А. Виртуальный музей современного искусства – новая реальность? / Н.А. Кононихин // Русский журнал. – 2014. – №5. – С.43-48.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика// Избр.пед.соч. – М., 1982. – Т.1, с.384.
5. Нургалеева Л.В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель / Л.В. Нургалеева. – Москва: Наука, 2013. – 220 с.

2019