Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Кувшинова Е.А. Образовательная деятельность логопеда по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по пословице «Друг позн

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Тема: Составление рассказа по пословице «Друг познается в беде».
Цель: Совершенствовать навык составления рассказа с опорой на серию сюжетных картин
Образовательные задачи:
·          Совершенствовать навык составления рассказа с опорой на серию картин.
·          Активизировать словарь по теме «Животные», закреплять умение подбирать слова – антонимы.
·          Закреплять умение образовывать сложные слова, притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
·          Закреплять умение согласовывать существительное с числительным,
изменять глагол по числам в настоящем времени.
·          Совершенствовать навык построения сложно - подчиненных предложений
Развивающие задачи:
·          Развивать умение строить общение с взрослым и сверстниками.
·          Развитие зрительно – моторной координации.
·          Совершенствовать зрительное восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов.
·          Обогащать представления людей о взаимодействии человека и животных.
·          Обогащать представления детей о том, как поддерживать и укреплять здоровье.
·          Формировать представления об опасных для человека ситуациях (при встрече с незнакомыми животными) и способа поведения в них.
Воспитательные задачи:
·          Воспитывать симпатию, заботливое отношение к домашним животным
Предварительная работа:
Прослушать музыкальное произведение сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева. «Песня о дружбе», выучить пословицы о дружбе, рассмотреть журналы о собаках (из чего состоят журналы, для чего нужны журналы, о чем в них пишут), рассказать о правилах ухода за собакой, вспомнить клички собак.
Оборудование:
Заготовленные листы (формат 3А) для журнала, заголовки для каждой страницы, наклейки двух цветов с изображением силуэтов собак, картинки с изображением частей диких и домашних животных, картинки с изображением пород собак, карточки с изображением двух пересеченных контуров животных, прозрачная бумага, карандаш, серия из 4-х сюжетных картин «Случай на воде» Гомзяк О.С, проигрыватель, диск «Песня о Дружбе» сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева.
Ход совместной деятельности логопеда с детьми.
I. Вступительная беседа.
Звучит песня «Песня о дружбе».
Логопед: Ребята, о чем эта песня? Она так и называется «Песня о дружбе». Вспомните слова песни: «Друг в беде не бросит. Друг всегда тебя может выручить. Нужным быть кому-то в трудную минуту, вот что значит настоящий друг».
А знаете ли вы пословицы о дружбе?
Дети вспоминают пословицы: «Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Сам погибай, а друга выручай», «Друг познается в беде» и другие.
Логопед: Кого еще можно назвать другом, кроме человека? (Собаку) Почему собаку мы называем другом? (Потому что собака спасает человека) Вспомните ситуации, когда собака спасала человека. (Ответы детей) Я желаю, чтобы у вас у каждого появился такой друг.
Логопед раздает наклейки двух цветов с изображением силуэтов собак.
Человек, который хочет завести собаку, должен много знать о них. Где можно узнать о собаках? (В журналах, книгах, кино) А хотите сами создать журнал о собаках?
II Создание журнала.
1 стр. Название журнала: «Собака – друг человека».
Логопед: Как называется первый лист журнала? (Обложка).
- Что обычно пишут на обложке? (Название)
- Я предлагаю назвать журнал: «Собака – друг человека». Вы согласны?
- Заголовок у нас есть, но здесь не хватает иллюстрации. Изображение какого животного должно быть на 1-ой странице? (Собака).
- Перед вами картинки частей тела разных животных. Картинки каких животных вы видите? (Собачья морда, лисья голова, медвежьи ноги и т.д.).
А нам все картинки нужны? (Нет) Мы соберем только изображение собаки и приклеим на первую страницу.
Дети выбирают детали и называют: собачья голова, собачьи ноги, собачий хвост. Логопед с детьми приклеивают изображение.
-Какие большие уши у собаки. А где ваши ушки? Предлагаю сделать зарядку для ушей. Не только, чтобы они лучше слышали, но и быстрее думала голова.
Самомассаж ушей (упражнения но системе Норбекова М.С.)
2 стр. «Советы по уходу за собакой».
А) Логопед: Прежде чем завести дома собаку, надо знать, как за ней ухаживать. А вы знаете? (Кормить, выгуливать, дрессировать)
Поэтому следующая страница будет называться «Советы по уходу за собакой». Присаживайтесь на ковер.
Логопед показывает страницу с надписью «Советы по уходу за собакой».
- Вы знаете, как ухаживать за собакой. Но в журнале надо указать, почему это так важно. Вы должны закончить начатое здесь предложение:
Собаке нужен свой дом, чтобы…
Собаку надо правильно кормить, чтобы…
Собаку надо купать и расчёсывать, чтобы…
Собаку надо выгуливать, чтобы…
Собаку надо обучать, чтобы…
Б) Чего нельзя делать, общаясь с собакой? (Дразнить, бросать в них камнями, дергать за хвост, подходить к собаке, когда она ест.)
В) - Чтобы собака была умной и воспитанной, ее надо обучать с самого раннего возраста. А как называется детёныш собаки? (Щенок)Чем отличается взрослая собака от щенка? (Собака большая, а щенок маленький). Правильно: у щенка не голова, а головка, не ноги, а …, не уши, а...
3 стр. «Выставка собак».
А) Логопед: Если вы хотите завести собаку, то вы должны знать, что собаки бывают разных пород. Для этого отправимся на выставку собак.
Логопед показывает страницу с изображением разных пород собак.
-Как много здесь собак. Посчитайте, сколько же их на выставке? (Дети считают). Одна собака убежала. Сколько осталось? (Пять)
Б) Логопед предлагает детям закончить начатое им предложение.
- Какие здесь разные собаки:
одна большая, а другая наоборот…(маленькая),
одна черная, а другая …(белая),
одна добрая, а другая…(злая).
У этой собаки короткая шерсть, поэтому про нее можно сказать, что она короткошерстная.
А у этой собаки длинная шерсть, поэтому какая она? (Длинношерстная),
У этой собаки короткие ноги, значит она какая? (Коротконогая)
У этой наоборот длинные ноги, значит она какая? (Длинноногая)
У этой собаки короткий хвост, значит она какая? (Короткохвостая)
У этой собаки наоборот длинный хвост, значит она какая? (Длиннохвостая).
В) - Собаки бывают разных пород: такса, далматинец, колли, лайка, боксер доберман. Каждая собака имеет своё имя, т.е. кличку. Вспомните, какие клички дают собакам. (Пушок, Дружок, Шустрик, Малыш, Ласка, Снежок, Черныш…) Почему их так зовут? (Пушок, потому что он пушистый.)
Г) Каждая порода по- своему красива. Я предлагаю вам нарисовать портрет одной из этих собак. Для этого определите, какие животные нарисованы на вашей карточке? Обведите по контуру изображение собаки и найдите ее на выставке. (Дети обводят через кальку собаку, называют породу своей собаки и приклеивают её на страницу)
Чтобы портрет получился красочным, вечером его дорисуете.
Физминутка: А сейчас ненадолго превращаемся в собак
Раз, два, три –повернись и в собаку превратись.
Я собака-мама, а вы мои щеночки, сыночки и дочки.
Идем - гуляем, за мной повторяем:
Я говорю со словом «Я», а вы повторяете за мной, но со словом «МЫ»
Я иду, и мы идем,
Я пою, и мы поем,
Я бегу, и мы бежим,
Я молчу, и мы молчим,
Я ногами топаю, и мы ногами топаем,
Я ушами хлопаю, и мы ушами хлопаем,
Я хвостиком помахала, и мы хвостиком помахали,
Я нисколько не устала, и мы нисколько не устали.
Отдохнули, поиграли и снова превращаемся в мальчишек и девчонок.
Раз, два, три –повернись в человека превратись.
4стр. «Друг познается в беде».
Составление рассказа на тему предложенную логопедом.
Логопед: Собаки любой породы важны для человека. Все собаки охраняют дом и защищают своего хозяина, даже самые маленькие. Я предлагаю на страницах нашего журнала рассказать истории о таких собаках.
А) - В редакцию журнала пришло письмо от мальчика Димы. Он писать не умеет, поэтому прислал свой рассказ в картинках. Мы должны догадаться, о чём хотел нам рассказать Дима, составить рассказ и записать его в журнал.
Логопед показывает страницу журнала, на которой серия из 4-х сюжетных картин «Случай на воде» Гомзяк О.С. (3 картины из 4-х открыты).
-Кого вы видите на картине? (Мальчика Диму и щенка) Как Дима ухаживал за щенком? (Построил дом, …) А через год, когда щенок вырос, произошел случай, про который можно сказать: «Друг познается в беде». Чтобы рассказы получились разными, предлагаю разделиться на две команды. Посмотрим, чей рассказ будет интереснее. А лучший рассказ поместим в журнал. В первой команде ребята, у которых на футболке изображение рыжей собаки, а во второй команде ребята, у которых изображение коричневой собаки (дети делятся на команды). Расскажите, какой был щенок, как Дима его воспитывал, каким стал пес через год и как он спас своего хозяина. Постарайтесь обсудить, как закончиться ваш рассказ и выберите человека от вашей команды, который и составит рассказ для журнала. Вспомните все, что мы говорили о собаках и постарайтесь использовать в своем рассказе.
Дети от каждой команды составляют рассказ по серии из 3-х картин, придумывая окончание к рассказу. Логопед открывает 4-ю картинку, чтобы дети увидели, что же произошло на самом деле.
III. Заключительная часть.
Логопед: Вот и получился у нас настоящий журнал. Здесь много интересного могут узнать все, кто хотят завести собаку. Вы можете добавить в журнал новые страницы с фотографиями своих питомцев, рассказами о служебных собаках. (Логопед показывает журнал с рассказами детей «Собака – друг человека» и вручает детям медали за «Умение дружить».)
e-mail: lena88sasha@mail.ru тел.89372340025
2018