НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Абу Э. М. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Наука очень медленно накапливает и анализирует факты. А сколько времени еще пройдет пока новое знание обернется конкретными рекомендациями и будет широко транслироваться среди практиков.
Психическое развитие левшей - одна из актуальнейших и вместе с тем новейших проблем в нейропсихологии и дефектологии.
Дети - левши, как никто другой, требуют тщательного наблюдения и психолого-педагогического сопровождения с безусловным участием родителей.
В последнее время к нейропсихологам и дефектологам все чаще обращаются родители и преподаватели школ с просьбой помочь неуспевающим детям младших классов и дошкольникам. В большинстве случаев это связанно с трудностями при письме, чтении, арифметике. При этом речь идет о здоровых детях, которые не наблюдаются ни у невропатолога, ни у психиатра и до школы никак не проявляли какого-то особенного отставания от сверстников.
Среди таких детей около половины составляют левши.
Левши являются “группой риска” в плане возникновения логоневрозов.
Но именно благодаря своему особому психологическому статусу они способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу. Недаром среди левшей много талантливых математиков, творческих личностей, спортсменов; они гораздо лучше правшей справляются с ситуациями, в которых надо приложить максимум интуиции и изобретательности.
Подчеркнем, что в данном случае термином “левши” объединены, наряду с истинными левшами, правши с левшеством в роду и амбидекстры. В дальнейшем будем употреблять обобщенный термин - левши!
Как справляются со своими особенностями дети-левши?
Реальность такова, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психологической деятельности.
Во многих случаях они достигают нужных результатов как бы обходным путем.
Дети самостоятельно ищут внешние опоры.
1) Запоминают пространственное расположение всех букв, связав их с известными предметами.
Цифры: все смотрят в окно, кроме цифры 6.
2) Лево - это где на пианино аккорды берет.
Т.е. ребенок самостоятельно находит внешние опоры, строит на их основе собственное пространственное поле.
Дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей формируются естественно, независимо от их произвольного желания, просто по определенным психологическим законам.
Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ построения и овладения миром правшей.
Поэтому, воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых в повседневной жизни.
Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и попросите его обвести нужный образец несколько раз.
Наша задача - буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.
У левшей слабые адаптивные механизмы, изнашиваемость нервной системы в целом - ведь все “пропускается через голову”! Поэтому мы наблюдаем повсеместно у левшей частые эмоциональные срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям. У них часто встречаются аллергии, тики, энурезы, страхи и бессонницы.
Левшам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Они застревают в начале любого вида деятельности, в том числе и речевого высказывания.
Но всегда полностью сохраняют контроль за собственной речевой продукцией, ребенок понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки.
Создается впечатление, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней.
Левши сосредотачиваются лишь на чем-то одном.
Хорошо для левшей - дыхательные упражнения, глазодвигательная гимнастика, рисовать обеими руками, игры с мячом, подвижные игры, рисование орнаментов (повторяющийся рисунок). Нанизывание бус, лепка. Скороговорки.
Самое сильное впечатление от контакта с ребенком-левшой - отсутствие у него каких бы то ни было пространственных навыков, ни во внешнем, ни во внутреннем плане: зеркальное изображение букв и цифр, наползание рисунка друг на друга, копирование хаотичное.
1.       Маркировка руки (красная нитка, фломастером знак). Цифры все смотрят влево, только 6 вправо. Вверх - где голова, низ - ноги, пол.
Не абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-нибудь левше. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками. Цифры и буквы лепить руками. Ближе-дальше, быстрее-медленнее (все изображать), выше-ниже. Рисовать.
Левши игнорируют ту часть пространства, которая расположена слева от них. В школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее.
У левшей несформированность пространственных представлений может наблюдаться в течение всей жизни.
Левши - это вечные дети!
Левшество - это удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы. Он неординарно воспринимает окружающий мир, изобретателен и творческий.
Леонадро да Винчи, Микеланжело, Павлов, все претенденты на президентский пост в США.
Левши показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей).

Библиографический список

1.       Безруких М.М. “Леворукий ребенок” - М.; Вентана-Граф, 2005
2.       Безруких М.М. Князева М.Г. “Если ваш ребенок левша” - Тула: Арктоус, 1996
3.       Хорсанд Д. “Если ребенок левша. Маленькие подсказки для родителей” - М.; АСТ, Сова, 2006
2021